Название: Звериный стиль в петроглифах долины Верхнего Инда (Ладакх, Гилгит-Балтистан)
Автор: Валерия Леонтьевна Денисенко
Организация: Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия
Рубрика: Археология стран Азии
Для цитирования:
Денисенко В. Л. Звериный стиль в петроглифах долины Верхнего Инда (Ладакх, Гилгит-Балтистан) // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2023. Т. 22, № 10: Востоковедение. С. 9–21. DOI 10.25205/1818-7919-2023-22-10-9-21
Denisenko V. L. Animal Style in Petroglyphs of the Upper Indus Valley (Ladakh, Gilgit-Baltistan). Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2023, vol. 22, no. 10: Oriental Studies, pp. 9–21. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2023-22-10-9-21
DOI: 10.25205/1818-7919-2023-22-10-9-21
УДК: 902.01
Аннотация:
Статья посвящена историографическому анализу проблемы выделения звериного стиля в петроглифах долины Верхнего Инда (Ладакх, Гилгит-Балтистан), его хронологической и культурной атрибуции. Рассмотрены основные концептуальные положения, выдвинутые К. Йеттмаром, Х. Гауптманом, А.-П. Франкфором, а также их последователями – Л. Брюно, М. Вернье, Дж. В. Белецца. На основе опубликованных материалов выделяются памятники, на которых имеются изображения, выполненные в зверином стиле, указывается их географическое положение и основные мотивы наскальных изображений. Результатом проведенного исследования стало предположение о том, что появление искусства в зверином стиле в долине Верхнего Инда связано с серией миграционных волн как с запада и северо-востока (из Ирана, Памира, Синьцзяна), так и с востока (из Северного Китая). В процессе проникновения нового стиля наскального искусства в каждой области проявлялись локальные особенности.
Ключевые слова: Ладакх, Гилгит-Балтистан, Северная Индия, историографический анализ, звериный стиль, петроглифы
Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-78-10121, https://rscf.ru/project/22- 78-10121
Список литературы
Варенов А. В. Звериный стиль в петроглифах Западного Тибета // Археологические памятники Южной Сибири и Центральной Азии: от появления первых скотоводов до эпохи сложения государственных образований. СПб.: ИИМК РАН, 2021. С. 42–45.
Комиссаров С. А., Прокофьева И. В., Черемисин Д. В. Петроглифы Цинхая // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2008. Т. 7, № 3: Археология и этнография. С. 101–106.
Полосьмак Н. В., Шах М. А., Кундо Л. П. Петроглифы на плитах Занскара (Индия): материалы 2016 года // Археология, этнография и антропология Евразии. 2018. Т. 46, № 2. С. 60–67.
Руденко С. И. Горноалтайские находки и скифы. Итоги и проблемы современной науки. М.; Л.: АН СССР, 1952. 268 с.
Савинов Д. Г. Динамика культурного пространства (по археологическим материалам Центральной Азии и Южной Сибири) // Теория и методология архаики. СПб.: МАЭ РАН, 2003. Вып. 3: Стратиграфия культуры. Что такое архаика? С. 52–60.
Bandini D., Fussman G. Die Felsbildstation Thalpan. Kataloge Ziyarat, Thakot, Khomar Das, Gichoi Das, Dardarbati Das. Mainz: Heidelberger Akademie der Wissenschaften, 2011. 474 S. (Materialien zur Archäologie der Nordgebiete Pakistans. Bd. 10)
Bandini-König D., Fussman G. Die Felsbildstation Hodar. Mainz: Heidelberger Akademie der Wissenschaften, 1999. 693 S. (Materialien zur Archäologie der Nordgebiete Pakistans. Bd. 3)
Bandini-König D., Bemmann M., Hauptmann H. Rock Art in the Upper Indus Valley // The Indus: Cradle and Crossroads of Civilizations. Pakistan-Germany Archaeological Research. Islamabad: Embassy of the Federal Republic of Germany, 1997. P. 29–70.
Bellezza J. V. Tibetan Silver, Gold and Bronze Objects and the Aesthetics of Animals in the Era Before Empire: Cross-cultural Reverberations on the Tibetan Plateau and Soundings from Other Parts of Eurasia. Oxford: BAR Publ., 2020. 169 p.
Bemmann M., Fussman G., Hinüber O., Sims-Williams N., Bandini D. Die Felsbildstation Oshibat. Mainz: Heidelberger Akademie der Wissenschaften, 1994. 275 S. (Materialien zur Archäologie der Nordgebiete Pakistans. Bd. 1)
Bemmann M., Hinüber O. Die Felsbildstation Dadam Das. Mainz: Heidelberger Akademie der Wissenschaften, 2005. 325 S. (Materialien zur Archäologie der Nordgebiete Pakistans. Bd. 5)
Bruneau L. Le Ladakh (état de Jammu et Cachemire, Inde) de l’Âge du Bronze à l’introduction du Bouddhisme: une étude de l’art rupestre. Université Paris I-Panthéon-Sorbonne, 2010. T. 1. 333 p.; T. 4. 257 p.
Bruneau L., Bellezza J. V. The Rock Art of Upper Tibet and Ladakh: Inner Asian cultural adaptation, regional differentiation and the Western Tibetan Plateau Style // Revue d’Etudes Tibétaines. Paris: CNRS, 2013. Vol. 28. P. 5–161.
Bruneau L., Vernier M. Animal style of the steppes in Ladakh: a presentation of newly discovered petroglyphs // Pictures in transformation: Rock art Researches between Central Asia and the subcontinent. BAR International Series 2167. Oxford: Archeopress, 2007. P. 27–36.
Denwood P. Die Felsbildstation Thalpan. Mainz: Heidelberger Akademie der Wissenschaften, 2009. 465 S. (Materialien zur Archäologie der Nordgebiete Pakistans. Bd. 9)
Devers Q., Bruneau L., Vernier M. An archaeological survey of the Nubra Region (Ladakh, Jammu and Kashmir, India) // Études mongoles et sibériennes, centrasiatiques et tibétaines [Enligne]. 2015. No. 46. 55 p.
Francfort H.-P. De l’art des steppes au sud du Taklamakan // Bulletin of the Asia Institute. 2001. No. 11. P. 45–58.
Francfort H.-P., Klodzinski D., Mascle G. Archaic Petroglyphs of Ladakh and Zanskar // Rock Art in the Old World. New Delhi: Indira Gandhi National Center for the Arts, 1992. P. 147–192.
Fussman G. Die Felsbildstation Thalpan. Mainz: Heidelberger Akademie der Wissenschaften, 2007. 455 S. (Materialien zur Archäologie der Nordgebiete Pakistans. Bd. 8)
Hauptmann H. Pre-Islamic Heritage in the Northern Areas of Pakistan // Karakoram: Hidden Treasures in the Northern Areas of Pakistan. Turin: Umberto Allemandi & Co., 2007. P. 21–40.
Jettmar K. Petroglyphs and Early History of the Upper Indus Valley: the 1981 expedition – a preliminary report // Zentral asiatische Studien. 1982. Vol. 16. P. 293–308.
Jettmar K. Animal Style-A Heraldic System in the Indus Valley // Pakistan Archaeology. Karachi, 1989. Vol. 24. P. 257–277.
Jettmar K. The Art of the Northern Nomads in the Upper Indus Valley // South Asian Studies. 1991. Vol. 7. P. 1–20.
Jettmar K., Thewalt V. Between Gandhāra and the Silk Roads. Rock-carvings Along the Karakorum Highway. Discoveries by German-Pakistani Expeditions 1979–1984. Mainz am Rhein: Philipp von Zabern, 1987. 59 p.
Man L., Jiayangnima L., Huisheng T., Yongxian L., Bednarik R. G. The 2019 survey of petroglyphs in the Qinghai-Tibet Plateau, western China // Rock Art Research. 2022. Vol. 39. P. 143–154.
Thasngspa T. L. Ancient Petroglyphs of Ladakh: New Discoveries and Documentation // Art and Architecture in Ladakh. Brill’s Tibetan Studies Library, 2014. Vol. 35. P. 15–34.
Ujfalvy K. J. Aus dem westlichen Himalaya: Erlebnisse und Forschungen. Leipzig: F. A. Brockhaus, 1884. 330 S.
Vernier M. Exploration et documentation des petroglyphes du Ladakh 1996–2006. Como: Nodo Libri, 2007. 84 p.
Vernier M. Zamthang, epicentre of Zanskar’s rock art heritage // Rev. d’Etudes Tibétaines. 2016. No. 35. P. 53–105.
Vernier M., Bruneau L. Evidence of Human Presence in the Himalayan Mountains: New Insights from Petroglyphs // People and Their Effects on the Himalayas. Cambridge: Uni. Press, 2017. P. 319–332.
Wenjing Z., Xiaokun W. A Study on the Rock Art of the Tongtian River Basin, Tibetan Plateau of China // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2021. Vol. 14, no. 1. P. 111–127.