Название: Лингвистический абсолютизм в «Вакьяпадии» Бхартрихари

Автор: Евгения Алексеевна Десницкая

Организация:
Институт восточных рукописей Российской академии наук, Санкт-Петербург, Россия
Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы, Москва, Россия

Рубрика: Литература и лингвистика стран Азии

Для цитирования:
Десницкая Е. А. Лингвистический абсолютизм в «Вакьяпадии» Бхартрихари // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2023. Т. 22, № 10: Востоковедение. С. 132–142. DOI 10.25205/1818-7919-2023-22-10-132-142
Desnitskaya E. A. Linguistic Absolutism in Bhartṛhari’s “Vākyapadīya”. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2023, vol. 22, no. 10: Oriental Studies, pp. 132–142. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2023-22-10-132-142

DOI: 10.25205/1818-7919-2023-22-10-132-142

УДК: 141

Аннотация: Лингвистическую философию Бхартрихари в современных исследованиях принято ассоциировать с учением о лингвистическом Абсолюте (Шабда-Брахмане) и о трех уровнях речи. Однако в тексте «Вакьяпадии» каждое из этих учений упоминается однократно и крайне лаконично. Существенно чаще Бхартрихари ссылается на буддийское по духу представление о языке как концептуализации или умственном конструировании (викальпа). Онтологический статус абсолютной речи в учении «Вакьяпадии» не вполне прояснен. Основываясь на данных из более ранних брахманистских произведений, а также на критике философии Бхартрихари в «Шивадришти» Сомананды, можно предположить, что Бхартрихари не склонен был отождествлять Брахмана, «наделенного словесной природой», с предельным Абсолютом и скорее резервировал для него некий «промежуточный» онтологический статус. Учение о двух Брахманах (Высшем и «низшем») впервые было сформулировано в ранних Упанишадах, впоследствии получило развитие в школах веданты. В учении Бхартрихари звук (śabda), понимаемый как квинтэссенция Вед, относится именно к «низшему» Брахману, тогда как предельный Брахман трансцендентен миру и лишен акустических характеристик.

Ключевые слова: Бхартрихари, Вакьяпадия, Шабда-Брахман, индийская философия, индийская грамматическая традиция, викальпа, буддийская философия

Благодарности: Работа подготовлена при поддержке мегагранта Минобрнауки № 075-15-2021-603 «Разработка методологии и интеллектуальной базы нового поколения по изучению индийской философии в ее соотношении с другими ведущими философскими традициями Евразии»

 

Список литературы

Десницкая Е. А. Истоки представления о Шабда-Брахмане // Азиатика: Труды по философии и культурам Востока. 2023. Т. 17, № 1. С. 64–79.

Елизаренкова Т. Я., Топоров В. Н. Древнеиндийская поэтика и ее индоевропейские истоки // Литература и культура древней и средневековой Индии. М.: Вост. лит., 1979. С. 36–88.

Biardeau M. Théorie de la connaissance et philosophie de la parole dans le brahmanisme classique, Paris: Mouton, 1964. 484 p.

Bronkhorst J. Further Remarks on Bhartṛhari’s Vedic Affiliation // Studies in Indian Culture: S. Ramachandra Rao Felicitation Volume. Bangalore: Professor S. Ramachandra Rao Felicitation Committee, 1987, pp. 216–223.

Bronkhorst J. Bhartrhari and his Vedic tradition // Bhartrhari: Language, Thought and Reality. Delhi: Motilal Banarsidass, 2009, pp. 99–117.

Buitenen J. A. B. van. The Maitrāyaṇīya Upaniṣad: A Critical Essay with Text, Translation and Commentary. Hague: Mouton, 1962, 157 p.

Desnitskaya E. Paśyantī, Pratibhā, Sphoţa and Jāti: Ontology and Epistemology in the Vākyapadīya // Journal of Indian Philosophy. 2016. Vol. 44. P. 325–335.

Desnitskaya E. Language and Extra-linguistic Reality in Bhartṛhari’s Vākyapadīya // Sophia. 2018. Vol. 57. P. 643–659.

Franco E. On the interpretation of Pramānasamuccaya (Vrtti) I, 3d // Journal of Indian Philosophy. 1984. Vol. 12 (4). P. 389–400.

Houben J. E. M. The Saṃbandha-samuddeśa (Chapter on Relation) and Bhartṛhari's Philosophy of Language: A Study of Bhartṛhari Saṃbandha-samuddeśa in the Context of the Vākyapadīya, with a Translation of Helārāja's Commentary Prakīrṇa-prakāśa. Groningen: Egbert Forsten, 1995. 460 p.

Iyer K. A. S. (ed.). Vākyapadīya of Bhartṛhari with the commentary of Helārāja. Kāṇḍa III, part I. Poona: Deccan College, 1963. 388 p.

Iyer K. A. S. (ed.). Vākyapadīya of Bhartṛhari with the commentaries Vṛtti and Paddhati, Kāṇḍa I. Poona: Deccan College, 1966. 268 p.

Lindtner C. Linking up Bhartṛhari and the Bauddhas // Asiatische Studien / Etudes Asiatiques. 1993. Vol. 47. P. 195–213.

Minor R. N. Bhagavad-gītā: an exegetical Commentary. New Delhi: South Asia Books, 1982. 504 p.

Misra S. Bhartṛprapañca – A Vedāntin of Pre-Śaṅkara Era // Journal of Oriental Research (Silver Jubilee Volume). 1981. Vol. 40–41. P. 125–134.

Nakamura H. The Concept of Brahman in Bhartṛhari’s Philosophy // Journal of Oriental Research (Silver Jubilee Volume). 1981. Vol. 40–41. P. 135–150.

Nemec J. The Ubiquitous Śiva. Oxford: Oxford Uni. Press, 2011. 436 p.

Olivelle P. The Early Upanishads: Annotated Text and Translation. Oxford: Oxford Uni. Press, 1998. 677 p.