Название: Конь в свадебной обрядности хакасов (конец XIX – середина XX века)

Автор: Венарий Алексеевич Бурнаков

Организация: Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия

Рубрика: Этнография народов Евразии

Для цитирования:
Бурнаков В. А. Конь в свадебной обрядности хакасов (конец XIX – середина XX века) // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2023. Т. 22, № 3: Археология и этнография. С. 140–154. DOI 10.25205/1818-7919-2023-22-3-140-154
Burnakov V. A. The Horse in the Wedding Ceremony of the Khakass (Late 19th – Mid 20th Century). Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2023, vol. 22, no. 3: Archaeology and Ethnography, pp. 140–154. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2023-22-3-140-154

DOI: 10.25205/1818-7919-2023-22-3-140-154

УДК: 397 + 398

Аннотация:
Впервые представлена характеристика коня / лошади, как ключевого объекта, задействованного в свадебной обрядности хакасов. Исследование базируется на историко-этнографических, фольклорных источниках и данных хакасского языка. Используемые в работе фольклорные материалы – отрывки из героических сказаний (алыптығ нымахтар) в авторском переводе на русский язык и архивные этнографические сведения публикуются впервые.
В работе дан анализ места и роль коня в фольклоре, соционормативной и ритуальной практике, связанных с брачной традицией хакасов. В ходе изучения данного вопроса автор приходит к выводу о том, что конь и его образ играли одну из главных ролей в свадебном обряде народа, что обусловлено рациональным и иррациональным значениями. С утилитарной точки зрения лошадь являлась незаменимым и ключевым транспортным средством, эквивалентом материальной ценности, показателем социального положения владельца и, наконец, одним из источников мясной пищи. В религиозно-мифологическом значении конь был тесно связан с миром духов и божеств, мыслился продолжением человека и мог использоваться в качестве символической замены души человека – пас ат. Образ коня устойчиво ассоциировался с идеей витальности и плодородия, наделяясь апотропейными свойствами. Это способствовало активному вовлечению его в дарообменные процессы как внутри человеческого коллектива, так и во взаимоотношениях с потусторонним миром и его обитателями.

Ключевые слова: хакасы, традиционная культура, свадьба, умыкание, обрядность, конь, образ, символ, дарообмен

Благодарности: Работа выполнена по проекту НИР ИАЭТ СО РАН № FWZG-2022-0001 «Этнокультурное многообразие и социальные процессы Сибири и Дальнего Востока XVII–XXI вв.»

 

Список литературы

Бутанаев В. Я. Традиционная культура и быт хакасов: Пособие для учителей. Абакан: Хак. кн. изд-во, 1996. 224 с.

Бутанаев В. Я., Бутанаева И. И. Мир хонгорского (хакасского) фольклора. Абакан: Изд-во ХГУ, 2008. 376 с.

Каратанов И. И. Черты внешнего быта качинских татар // Изв. Имп. рус. географ. об-ва. 1884. Т. 20, вып. 6. С. 618–645.

Катанов Н. Ф. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов (Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В. В. Радловым). СПб., 1907. Т. 9. 640 с.

Костров Н. А. Качинские татары. Казань, 1852. 66 с.

Костров Н. А. Кизильские татары. Казань, 1853. 38 с.

Кропоткин А. А. Саянский хребет и Минусинский округ // Живописная Россия. СПб.; М.: Изд. Тов-ва М. О. Вольф, 1895. Т. 12, ч. 1: Восточные окраины России. Восточная Сибирь. С. 19–50.

Кузнецова А. А., Кулаков П. Е. Минусинские и ачинские инородцы. Красноярск: Тип. Енисейского. губ. управления, 1898. 298 с.

Островских П. Е. Этнографические заметки о тюрках Минусинского края // Живая старина. 1895. Вып. 3–4. С. 297–348.

Патачаков К. М. Культура и быт хакасов в свете исторических связей с русским народом (XVIII–XIX вв.). Абакан: Хак. кн. изд-во, 1958. 104 с.

Спасский Г. И. Народы, кочующие вверху реки Енисей // Сибирский вестник. 1818. Ч. 1. С. 1–25.

Яковлев Е. К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и Объяснительный каталог Этнографического отдела музея. Описание Минусинского музея. Минусинск: Тип. В. И. Корнакова, 1900. Вып. 4. 212 с.

 

Список источников и словарей

Ай Мiчiкнең Кÿн Мiчiк // Ай Мiчiкнең Кÿн Мiчiк. Богатырские сказания. Абакан: Хак. кн. изд-во, 1993. С. 4–62. (на хак. яз.)

Айдолай. Героическое сказание. Абакан: Хак. кн. изд-во, 1963. 192 с. (на хак. яз.)

АМАЭС ТГУ № 677-4 а «Этнографическая экспедиция в Хакасию 1972 г. Тетрадь № 4». 41 л.

АМАЭС ТГУ. № 678-1 «Этнографическая экспедиция в Хакасию, Ужурский и Шарыповский районы Красноярского края». Август 1973 г. Тетрадь № 1. 51 л.

АМАЭС ТГУ № 682-3 «Этнографическая экспедиция в Хакасию в 1976 г.». 78 л.

АМАЭС ТГУ. № 682-5 «Отчет об экспедиции в Таштыпский и Усть-Абаканский районы Хакасской области в июле-августе 1975 года». 78 л.

АМАЭС ТГУ № 683 «Этнографическая экспедиция в д. Малое Озеро Шарыповского района Красноярского края в январе 1974 г.». Тетрадь № 1. 76 л.

АМАЭС ТГУ № 818-1 «Копии дневников экспедиции М. С. Усмановой к хакасам в 1977 г.». Тетрадь № 2. 18 л.

АМАЭ РАН. Ф. 5. Оп. 6. Д. 19. «Тенешев Н. С. Брак, семья, свадебные обряды и обычаи сагайцев». 1956 г. 140 л.

ХРС – Хакасско-русский словарь. Новосибирск: Наука, 2006. 1114 с.