Название: Длительность китайских слогов в коммерческом и социальном рекламном дискурсе

Автор: Светлана Викторовна Андросова 1, Вероника Георгиевна Караваева 2, Чжан Цзяньвэнь 3

Организация:
1 Амурский государственный университет, Благовещенск, Россия
2 Московский городской педагогический университет, Москва, Россия
3 Хэйхэский университет, Хэйхэ, Китай

Рубрика: Литература и лингвистика Китая

Для цитирования:
Андросова С. В., Караваева В. Г., Чжан Цзяньвэнь. Длительность китайских слогов в коммерческом и социальном рекламном дискурсе // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2023. Т. 22, № 4: Востоковедение. С. 127–139. DOI 10.25205/1818-7919-2023-22-4-127-139
Androsova S. V., Karavaeva V. G., Zhang Jianwen. Duration Patterns of Chinese Syllables in Commercial and Social Oral Advertisements. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2023, vol. 22, no. 4: Oriental Studies, pp. 127–139. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2023-22-4-127-139

DOI: 10.25205/1818-7919-2023-22-4-127-139

УДК: 81'34

Аннотация: Рассматривается влияние информационной нагрузки и гендерного фактора на длительность китайских слогов в коммерческом и социальном рекламном дискурсе. Материалом послужили тексты звучащей рекламы в произнесении 6 профессиональных дикторов (3 мужчины, 3 женщины). В работе показано, что длительность является одним из важнейших маркеров информационной нагруженности слога. В большинстве случаев наблюдается увеличение длительности слога на участках с высокой информационной нагрузкой. Обнаружена гендерная разница: 1) слоги в женской речи имеют бо́льшую длительность, чем в мужской; 2) мужчины более эффективно используют контраст по длительности на участках разной информационной нагрузки, на что указывает бóльшая разница между нагруженными и ненагруженными слогами по длительности в речи мужчин.

Ключевые слова: рекламный дискурс, длительность, китайский слог, информационная нагрузка, акустический анализ, гендерные различия

 

Список литературы

Андреев Н. Д., Гордина М. В. Тональная система и ударение в бирманском и вьетнамском языках // Филология стран Востока. Л.: Изд-во ЛГУ, 1963. С. 59–64.

Гусева С. И. Коммуникативная перспектива высказывания и реализация сегментных единиц: экспериментально-фонетическое исследование на материале немецкого языка: Дис. … д-ра филол. наук. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. 403 с.

Гусева С. И. Восприятие спонтанной речи: информационный подход // Филологические науки (Научные доклады высшей школы). 2014. № 3. С. 11–21.

Гусева С. И. Реализация немецкого вокализма: семантикоцентрический подход // Теоретическая и прикладная лингвистика. 2015. Вып. 1, № 1. С. 16–34.

Гусева С. И., Пирогова М. А., Шуйская Т. В. Методы выделения тематических и рематических участков в спонтанной речи // Вестник ИГЛУ. 2009. № 3 (7). С. 148–152.

Задоенко Т. П. Фонетическая природа словесного ударения в современном китайском языке // Материалы коллоквиума по экспериментальной фонетике и психологии речи. М., 1966. С. 108–134.

Касевич В. Б. Фонологические проблемы общего и восточного языкознания. М.: ГРВЛ, 1983. 479 с.

Ли Ифан, Андросова С. В. Фонетические особенности слов в их обычных функциях и в качестве слов-паразитов (на материале китайского языка) // Теоретическая и прикладная лингвистика. 2019. № 5 (3). С. 99–116. DOI 10.22250/2410-7190_2019_5_3_99_116

ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990. 685 с.

Лю Сяо Нань. Социальная реклама в Китае: развитие и становление // Научная мысль Кавказа. 2009. № 1. С. 137–143.

Спешнев Н. А. Фонетика китайского языка: Пособие для учителей. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. 142 с.

Тэн Хай. Универсальные и типологические черты паузации в спонтанной речи носителей разных языков // Теоретическая и прикладная лингвистика. 2015. № 2 (1). С. 105–113.

Улитина Н. Фонетические приемы, используемые в рекламных слоганах // Наук. вісник Херсон. держ. ун-ту. Сер. Лінгвістика. 2010. Вип. 11. С. 132–135.

Чернявская Е. С. Интонационно-звуковые характеристики рекламного произносительного стиля // Вестник Волгоград. ун-та. Серия 2. Языкознание. 2014. № 2 (21). С. 14–22.

Чжан Цзяньвэнь, Гусева С. И. Антропоцентрический и информационный подходы к анализу рекламного дискурса // Казанская наука. 2017. № 6. С. 47–49.

Чжан Цзяньвэнь, Караваева В. Г. Темпоральные характеристики китайской коммерческой радиорекламы // Теоретическая и прикладная лингвистика. 2019. № 5 (3). С. 248–272. DOI 10.22250/2410-7190_2019_5_3_248_272

Чурюканова Е. О. Языковой контраст и средства его выражения (на материале поэзии У. Блэйка) // Вестник Моск. гос. обл. гуманит. ин-та. Серия: Филология. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 1. С. 80–86.

Bell A., Jurafsky D., Fosler-Lussier E. Effects of Disfluences, Predictability and Utterance Position in Word Form Variation in English Conversation // JASA. 2003. Vol. 113. P. 1001–1024.

Chong Wang. Critical discourse analysis of Chinese Advertisement. Beijing: Beijing Language and Culture Uni.; Shanghai Jiao Tong Uni. Press, 2017. 259 p.

Danilina E. A., Kizyan E. E., Maksimova D. S. Euphemisms in advertising discourse: Putting on a positive face and maintaining speech etiquette // Training, Language and Culture. 2019. Vol. 3, iss. 1. P. 8–22. DOI 10.29366/2019tlc.3.1.1

Greenberg S., Fosler-Lussier E. The Uninvited Guest: Information's Role in Guiding the Production of Spontaneous Speech // Proc. of the CREST Workshop on Models of Speech Production: Motor Planning and Articulatory Modeling. Germany: [S. n.], 2000. P. 1–4.

Habeb A. A. A. Analyzing Linguistic Features of Advertising Language. M. A. Degree (Applied Linguistics). Sudan: Sudan Uni. of Science and Technology Press, 2019. 79 p.

Hosni M., El-Dali. The Language of consumer advertising: Linguistic and psychological Perspectives // Studies in Linguistics and Literature. 2019. Vol. 3, no. 2. P. 95–126.

Lehiste I. Suprasegmentals. Cambridge: MIT Press, 1970. 194 p.

Nolan F., Kerswill P. E. The Description of Connected Speech Processes // Studies in the Pronunciation of English. A Commemorative Vol. in Honour of A. C. Gimson / Ed. by S. Ramsaran. S. l. Great Britain: Routledge, 1990. P. 296–316.

Teletov A., Teletova S., Letunovska N. Use of language games in advertising texts as a creative approach in advertising management // Periodicals of Engineering and Natural Sciences. 2019. Vol. 7, no. 2. P. 458– 465.

Ван И, Лю Цзя. Пэйинь янюань дэ шэнинь дуй гуангао сяого дэ иньсян яньцзю [王毅, 刘钾. 配音演员的声音对广告效果的影响研究]. Влияние голоса диктора на эффективность рекламы // Чжунъян цайцзин дасюэ сюэбао [中央财经大学学报] Вестник Центрального финансово-экономического ун-та. 2018. № 12. C. 100–101. (на кит. яз.)

У Даньхуа. Пинпай чуаньбо чжун дэ шэнинь шибие цзи ци шиши селюе [吴丹华. 品牌传播中的声音识别及其实施策略]. Распознавание голоса в коммуникации бренда и стратегия его реализации // Чжунго гуангао [中国广告]. Китайская реклама. 2019. № 8. C. 87–89. (на кит. яз.)

Чжао Юаньжэнь. Юйянь вэньти [赵元任. 语言问题]. Языковая проблема. Пекин: Шанъу дуаньшу гуань, 1980. 239 c. (на кит. яз.)

Чжун Сяобо, Ян Юйфан. Говай гуаньюй юньлюй течжэн хэ чжунинь дэ исе яньцзю [仲晓波, 杨玉芳. 国外关于韵律特征和重音的一些研究]. Некоторые зарубежные исследования по характеристикам ритма и ударения // Синьли сюэбао [心理学报]. Вестник психологии. 1999. № 4. C. 468–475. (на кит. яз.)

Яо Минлу. Жунмэй шидай юшэн гуангао чжун бутун сюци шоуфа де боинь яолин [姚明路. 融媒时代有声广告中不同修辞手法的播音要领]. Основы использования различных средств художественной выразительности в аудио рекламе в эпоху масс-медиа // Чуаньмэй луньтан [传媒论坛]. Форум средств массовой информации. 2018. № 21. C. 120–121. (на кит. яз.)