Название: Значение журналистской деятельности П. И. Чайковского в «Русских ведомостях»

Автор: Ксения Борисовна Чайковская

Организация: Московский государственный институт культуры, Москва, Россия

Рубрика: История журналистики

Для цитирования:
Чайковская К. Б. Значение журналистской деятельности П. И. Чайковского в «Русских ведомостях» // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2023. Т. 22, № 6: Журналистика. С. 40–46. DOI 10.25205/1818-7919-2023-22-6-40-46
Chaikovskaya K. B. The Significance of P. I. Tchaikovsky’s Journalistic Activity in the “Russian Vedomosti”. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2023, vol. 22, no. 6: Journalism, pp. 40–46. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2023-22-6-40-46

DOI: 10.25205/1818-7919-2023-22-6-40-46

УДК: 070.78

Аннотация: Рассматриваются особенности авторского стиля Петра Ильича Чайковского как музыкального критика и то, как его журналистские работы повлияли на развитие музыкальной журналистики в России. Подробно проанализированы примеры его работ в газетах «Русские ведомости», «Московские ведомости», «Современная летопись». Приведена оценка музыкально-критической деятельности автора от выдающихся русских музыкальных критиков Г. А. Лароша и А. Н. Серова. Отмечено, что, несмотря на очевидное литературное дарование, Чайковский не считал музыкальную журналистику своей профессией. Музыкально-журналистская работа композитора стала ярким открытием и для его современников. Зоркость взора музыкального критика выхватывала те детали актерской игры, владения инструментом или композиторских приемов, о которых простой зритель не догадывался. Аудитория считала все модные музыкальные веяния идеальными, а профессиональные музыканты и актеры вовсе не хотели обнародования своих упущений. Чайковский не шел на поводу у вкусов высшего общества Москвы и Санкт-Петербурга, не боялся обличать всемирно-известных оперных певцов, порой открыто указывая на их бесталанность или неприкрытое отсутствие желания достигать профессиональных высот. Сетуя на выпады в свой адрес за критическую деятельность, Петр Ильич отмечал, что эта работа сколь трудна, не только для него, но и для любого критика, столь и необходима, так как дело просвещения крайне важно, без него не будет развития музыки и не будет развития журналистики.

Ключевые слова: П. И. Чайковский, музыкальная журналистика, «Русские ведомости», «Объяснения с читателем», музыкальные рецензии, Г. А. Ларош

 

Список литературы

Господин незнакомец. О Сербской фантазии // Антракт. 1868. № 8. С. 3.

Музыкальные фельетоны и заметки Петра Ильича Чайковского (1868–1876 г.) / Предисл. Г. А. Лароша. М.: Т-во «Печатня С. П. Яковлева», 1898. 437 с.

Чайковский П. И. Музыкальные фельетоны и заметки (1868–1876) / Предисл. Г. А. Лароша. 2-е изд. М.: Либроком, 2012. 440 с.