Название: Культовый комплекс в Занскаре: анализ, интерпретация

Автор: Наталья Викторовна Полосьмак 1, Мохаммад Ажмаль Шах 2, Лидия Викторовна Зоткина 3

Организация:
1, 3 Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия
2 Кашмирский университет, Шринагар, Индия

Рубрика: Археология Евразии

Для цитирования:
Полосьмак Н. В., Шах М. А., Зоткина Л. В. Культовый комплекс в Занскаре: анализ, интерпретация // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2023. Т. 22, № 7: Археология и этнография. С. 80–90. DOI 10.25205/1818-7919-2023-22-7-80-90
Polosmak N. V., Shah M. A., Zotkina L. V. Cult Complex in Zanskar: Analysis, Interpretation. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2023, vol. 22, no. 7: Archaeology and Ethnography, pp. 80–90. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2023-22-7-80-90

DOI: 10.25205/1818-7919-2023-22-7-80-90

УДК: 904.59(510)

Аннотация: Рассматривается культовый комплекс у деревни Зангла на севере Занскара (союзная территория Ладак, Индия, на западе Тибета). На этой территории, как и везде в Индийском Тибете, археологические раскопки не проводятся. Только случайно можно найти археологические свидетельства древних культов. При изучении изображения Авалокитешвары, выбитого на большом валуне, рядом с ним в земле был обнаружен глиняный сосудик. Внутри сосудика находились хрустальная бусина, железная пластина, бирюзовая вставка, две косточки с отверстиями. Анализ содержимого сосудика показал, что в нем первоначально находился кусочек мяса. Всё перечисленное являлось подношением бодхисаттве Авалокитешваре, но не только ему. В Тибете буддизм не вытеснил народную религию и древние культы. Предметы, сложенные в сосудик, могли предназначаться местным божествам лха и ценам, от которых зависела судьба человека. Их местом обитания были заметные камни. Само подношение в сосуде каменному изваянию находит близкие аналогии в тюркском мире. В древнетюркских поминальных сооружениях возле основания каменных фигур при раскопках были обнаружены керамические и серебряные сосуды, которые использовались для жертвенных приношений и возлияний при совершении поминальных обрядов. Вероятно, традиция подобных подношений была широко распространена в эпоху Средневековья в Центральной Азии.

Ключевые слова: Тибет, буддийские изображения на камне, Авалокитешвара, приношения божествам, аналоги в культуре центральноазиатских тюрок

Благодарности: Исследование выполнено при поддержке гранта: Archaeological studies of migration routes from Central Asia to Kashmir AZ 16/BE/15 (Gerda Henkel Stiftung Foundation). Авторы выражают глубокую признательность Е. Николаевой-Джоши за перевод текста на камне

 

Список литературы

ал-Бируни Абу-р-Райхан Мухаммед ибн Ахмед. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия) / Пер. с араб. А. М. Беленицкого; ст. и примеч. А. М. Беленицкого, Г. Г. Леммлейна; под ред. И. М. Стеблин-Каменского, В. П. Никонорова; вступ. ст. И. М. Стеблин-Каменского, Д. Абдуллоева, В. П. Никонорова, Н. П. Юшкина. СПб.: Петербургское лингвистическое общество, 2011. 600 с.

Андросов В. П. Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь. М.: Ориенталия, 2011. 448 с.

Ахинжанов С. М. Об этнической принадлежности каменных изваяний в «трехрогих» головных уборах из Семиречья // Археологические памятники Казахстана. Алма-Ата, 1978. С. 65–79.

Байпаков К. М., Терновая Г. А. Религии и культы средневекового Казахстана (по материалам городища Куйрыктобе). Алматы: Баур, 2005. 236 с.

Иванова Е. В. Изображения Авалокитешвары и Гуаньинь из материковой Восточной Азии в собрании МАЭ РАН (иконографические формы) // Этнография. 2020. № 1. С. 22–43. DOI 10.31250/2618-8600-2020-1(7)-22-43

Кубарев В. Д. Древнетюркские изваяния Алтая. Новосибирск: Наука, 1984. 232 с.

Кубарев В. Д. Каменные изваяния Алтая. Новосибирск; Горно-Алтайск: Ак Чечек, 1997. 182 с.

Кубарев Г. В. Древнетюркские изваяния из Апшиякты в Центральном Алтае // Археология, этнография и антропология Евразии. 2017. № 1. С. 93–103. DOI 10.17746/1563-0110. 2017.45.1.093-103

Кызласов И. Л. Изображение Тенгри и Умай на Сулекской писанице // ЭО. 1998. № 4. С. 39–53.

Кызласов Л. Р. К истории шаманских верований на Алтае // КСИИМК. 1949. Вып. 29. С. 48–54.

Табалдиев К. Ш., Худяков Ю. С. Древнетюркский памятник Беш-Таш-Короо // Памятники культуры древних тюрок в Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск: НГУ, 1999. С. 55–81.

Табалдиев К. Ш., Худяков Ю. С. Древнетюркские поминальные памятники на Тянь-Шане (по материалам исследований Нарынского отряда) // Памятники древнетюркской культуры в Саяно-Алтае и Центральной Азии. Новосибирск: НГУ, 2000. С. 65–85.

Торчинов Е. А. Введение в буддизм. М.: Изд-во АСТ, 2023. 512 с.

Туччи Дж. Религии Тибета. СПб.: Евразия, 2005. 448 с.

Худяков Ю. С., Табалдиев К. Ш., Солтобаев О. А.  Новые находки предметов изобразительного искусства древних тюрок на Тянь-Шане // РА. 1997. № 3. С. 142–147.

Beer R. The Handbook of Tibetan Buddhist Symbols. Boston: Shambhal, 2009, 262 p.

Devers Q., Bruneau L., Vernier M. An archaeological survey of the Nubra Region (Ladakh, Jammu and Kashmir, India) Prospections archéologiques dans la région de la Nubra (Ladakh, Jammu et Cachemire, Inde) // Études mongoles et sibériennes, centrasiatiques et tibétaines. 2015, № 46, pp. 1–64.