Название: Трикстер как герой фронтира, или О механизмах выживания в хаосе
Автор: Наталья Вадимовна Ковтун
Организация:
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, Красноярск, Россия
Русская христианская гуманитарная академия им. Ф. М. Достоевского, Санкт-Петербург, Россия
Рубрика: Литературоведение
Для цитирования:
Ковтун Н. В. Трикстер как герой фронтира, или О механизмах выживания в хаосе // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2023. Т. 22, № 9: Филология. С. 120–133. DOI 10.25205/1818-7919-2023-22-9-120-133
Kovtun N. V. The Trickster as a Hero of the Frontier, or On Survival Mechanisms in Chaos. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2023, vol. 22, no. 9: Philology, pp. 120–133. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2023-22-9-120-133
DOI: 10.25205/1818-7919-2023-22-9-120-133
УДК: 82.09
Аннотация: Статья посвящена изучению фигуры трикстера в дискурсе мировой словесности. Определены особенности поэтики, специфика функционирования и атрибутирования образа трикстера в актуальной русской литературе: от лагерной прозы, ключевой герой которой – голый человек, скоморохов и озорников традиционализма до персонажей, созданных в эпоху постмодерна. Особое внимание уделено теме женщин-трикстеров. Анализируются причины появления плутовского героя, его возможности для решения насущных вопросов, стоящих перед сознанием рубежа ХХ–ХХI вв. Проведено исследование самой парадигмы трикстера с учетом времени создания текстов и поэтики авторов, обратившихся к данному образу. Подчеркивается витальный, жизнеутверждающий потенциал трикстера, присущие ему перспективы, средства осознания и преодоления трагического.
Ключевые слова: русская проза, трикстер, шут, фронтир, голый человек
Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-18-00408, https://rscf.ru/project/23-18-00408/; Русская христианская гуманитарная академия им. Ф. М. Достоевского
Список литературы
Агамбен Д. Homo sacer. Что остается после Освенцима: архив и свидетель [пер. с итал.: И. Левиной, О. Дубицкой, П. Соколова]. М.: Изд-во «Европа», 2012. 189 с.
Ардамацкая Д. А. Варлам Шаламов и поэтика после ГУЛАГа // Вестник Ленинград. гос. ун-та имени А. С. Пушкина. 2013. № 2. С. 137–143.
Баль В. Образ Чичикова в современной русской прозе // Вестник Том. гос. ун-та. Филология. 2017. № 49. С. 147–167.
Битов А. Перепуганный талант, или Сказание о победе формы над содержанием // Звезда. 2000. № 10. С. 84–88.
Велижанцева А. Д., Першин Ю. Ю. К определению функциональной роли трикстера // Омские социально-гуманитарные чтения – 2017: Материалы X Междунар. науч.-практ. конф / Oтв. ред. Л. А. Кудринская. 2017. С. 233–240.
Водолазкин Е. Авиатор: Роман. М.: Издательство АСТ, 2016. 410 с.
Гиленсон Б. А. История литературы США: Учеб. пособие. М.: Академия, 2003. 706 с.
Кереньи К. Трикстер и Древнегреческая мифология // Радин П. Трикстер: Исслед. мифов североамер. индейцев с коммент. К. Г. Юнга и К. К. Кереньи. СПб.: Евразия, 1999. С. 242–264.
Ковтун Н. В. Богоборцы, фантазеры и трикстеры в поздних рассказах В. М. Шукшина // Литературная учеба. 2011. № 1. С. 132–154.
Ковтун Н. «Голый человек» А. Солженицын на фоне «новой лагерной прозы»: pro et contra // Филологический класс. 2019. № 2 (56). С. 157–168.
Ковтун Н. Образ трикстера в романе Владимира Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени» // Literatura. 2021. № 63 (2). С. 172–191.
Ковтун Н. Трикстер как герой нашего времени (на материале русской прозы второй половины ХХ – ХХI века): Монография. М.: Флинта, 2022. 408 с.
Колмакова О. Художественная концепция кризисного времени в русской прозе рубежа XX–XXI вв. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2014. 256 с.
Кошорке А. К вопросу о принципе действия культурной периферии // НЛО. 2012. № 3 (115). С. 31–40.
Липовецкий М. Трикстер и «закрытое» общество // НЛО. 2009. № 6 (100). С. 224–245.
Лотман Ю. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2001. 703 с.
Лотман Ю. Непредсказуемые механизмы культуры. Таллин: TLU Press, 2010. 232 с.
Назинцев В. В. Смеховая синергетика мира // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1997. № 1. С. 34–60.
Отто Б. Дураки. Те, кого слушают короли / Пер. с англ. З. Фиалковского. СПб.: Азбука-классика, 2008. 491 с.
Прилепин З. Интервью. Российский писатель о романе, Соловках и о том, почему не нужно никого прощать // Ведомости. 2014. 18 апр. С. 8.
Прилепин З. Обитель: Роман. М.: Издательство АСТ, 2014б. 745 с.
Радин П. Трикстер: Исслед. мифов североамер. индейцев с коммент. К. Г. Юнга и К. К. Кереньи. СПб.: Евразия, 1999. 286 с.
Римский В., Римская О. Философская проза В. Шаламова // Наука. Искусство. Культура. 2020. Вып. 4 (28). С. 45–63.
Саморукова И., Поздняков К. «Голая жизнь» как объект манипуляции в романе Ю. Олеши «Зависть» // Миргород. 2020. № 1 (15). С. 220–230.
Слезкин Ю. Эра Меркурия: евреи в современном мире / Пер. с англ. С. Б. Ильина. М.: НЛО, 2005. 540 с.
Смола К. Что такое путинский магический реализм? // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2020. № 4. С. 150–157.
Толмачева О. Правда о «голом человеке» (по роману З. Прилепина «Обитель») // Концепт: Научно-методический электронный журнал. 2016. Т. 42. С. 83–87. URL: http://e-koncept. ru/2016/56960.htm (дата обращения 17.08.2020).
Толстая Т. Кысь: Роман. М.: Подкова: Иностранка, 2000. 380 с.
Чернявская Ю. Трикстер, или Путешествие в Хаос // Человек. 2004. № 3. С. 37–52.
Шаламов В. Т. Собр. соч.: В 6 т. + т. 7, доп. / Сост., подгот. текста, примеч. И. Сиротинской. М.: Книговек, 2013. Т. 6: Переписка. 603 с.
Федотов Г. Святые и святость Древней Руси. М.: Издательство АСТ, 2003. 700 с.
Яхина Г. Зулейха открывает глаза. М.: Издательство АСТ, 2003. 508 с.
Anzaldúa G. Borderlands / La Frontera: The New Mestiza. San Francisco: Spin-sters / Aunt Lute, 1999. 252 p.
Hyde L. Trickster Makes This World: Mischief, Myth, and Art. New York: North Point Press, 1998. 417 р.
Jurih M. Scheherazade’s Sisters: Trickster Heroines and Their Stories in World Literature. (Contributions in Women s Studies). Publisher: Praeger, 1998. 312 p.
Kаwiecki Р. Post-modernism – from Clown to Priest // The Subject in Postmodernism. 1990. No. 2. P. 100–101.
Vizenor G. The Heirship Chronicles. Minneapolis: Uni. of Minnesota Press, 1990.