Название: Мотив Пути и духовных странствий в искусстве буддизма дзэн

Автор: Елизавета Евгеньевна Малинина

Организация:
Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия

Рубрика: Искусство и культура Восточной Азии

Для цитирования:
Малинина Е. Е. Мотив Пути и духовных странствий в искусстве буддизма дзэн // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2024. Т. 23, № 10: Востоковедение. С. 70–78. DOI 10.25205/1818-7919-2024-23-10-70-78
Malinina E. E. Motif of the Way and Spiritual Pilgrimage in Zen Art. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2024, vol. 23, no. 10: Oriental Studies, pp. 70–78. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2024-23-10-70-78

DOI: 10.25205/1818-7919-2024-23-10-70-78

УДК: 7.05+7.01 (520)

Аннотация: Учение Будды глубоко и проникновенно, находится за пределами словесного мышления. А потому единственным способом освободиться от власти слов и понятий является, по выражению Ламы Анагарика Говинда, «замена нашей одноколейной логики многомерным символом». Язык метафоры, символа, звука, жеста, используемый искусством и открывающий возможность постигать мир иными, не рассудочными путями, становится в дзэн средством передачи пережитой в глубине сердца истины. Мотив Пути, дороги, перехода, движения так или иначе проявляет себя во всем дзэнском искусстве, ибо сам мир представляется потоком, «процессом становления, а не состоянием бытия». Акцент в статье сделан на раскрытии внутреннего смысла этого мотива, несущего в себе мудрость и пережитый опыт многих духовных наставников, исследование того, в каких образах, знаках, символах он проявляется в разных сферах дзэнского искусства (живописи, садовом искусстве, чайном ритуале). При всей значимости обозначенной темы – сквозной для всей дзэнской культуры – в российском японоведении, однако, отсутствуют исследования, посвященные ей, что определяет актуальность и практическую ценность данной работы.

Ключевые слова: дзэн-буддизм, художник, живопись, символ, метафора, подтекст, мотив, сюжет, духовные странствия

 

Список литературы

Анагарика Говинда. Творческая медитация и многомерное сознание. М.: Беловодье, 2006. 317 с.

Ильин И. А. О тьме и просветлении: книга художественной критики: Бунин, Ремизов, Шмелёв. М.: Скифы, 1991. 211 с.

Малинина Е. Е. Путь кисти и туши. Новосибирск: НГУ, 2022. 151 с.

Малинина Е. Е. В Безмолвии дзэнского сада. Новосибирск: НГУ, 2023. 231 с.

Малявин В. В. Китай в XVI–XVII веках. М.: Искусство, 1997. 498 с.

Скворцова Е. Л. Японская эстетика ХХ века. Антология. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2021. 583 с.

Штейнер Е. С. Иккю Содзюн. М.: Наука, 1987. 279 с.

Японская любовная лирика. М.: Худож. лит., 1988. 254 с.

Covell J. C. Under the Seal of Sesshu. New York: De Pamphilis Press, Inc., 1941. 116 p.

Hisamatsu Sin’ichi. The Significance of the Namporoku // Chanoyu Quarterly. 1987. No. 52. P. 11.

Holmes S. W., Horioka C. Zen Art for Meditation. Rutland; Tokyo: Charles E. Tuttle Company, 1996. 111 p.

Sen Soshitsu XV. The Japanese Way of Tea. Honolulu: Uni. of Hawai’i Press, 1998. 229 p.

Ватанабэ Акиёси. Суйбоку-га: Сэссю то сонно рюха [水墨画:雪船とその流派]. Живопись тушью: Сэссю и его школа. Токио: Нихон-но бидзюцу, 1994, 98 с. (на яп. яз.)

Симао Арата. Сэссю [雪船]. Токио: Сингося, 1996. 93 с. (на яп. яз.)

Симао Арата. Сэссю [雪船]. Токио: Bijutsu Co., LTD, 2012. 79 с. (на яп. яз.)

Эбинэ Тосио. Суйбоку-га: Мокуан кара Минтё э бидзюцу [海老根 聴郎. 水墨画:黙庵から明兆へ]. Живопись тушью: от Мокуана до Минтё. Токио, Нихон-но бидзюцу, 1994, 98 с. (на яп. яз.)