Название: «Ночная ведьма», дева-воительница, советская женщина: образ военной летчицы в литературе соцреализма (М. Чечнева «Боевые подруги мои»)

Автор: Татьяна Андреевна Загидулина

Организация:
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, Красноярск, Россия
Русская христианская гуманитарная академия им. Ф. М. Достоевского, Санкт-Петербург, Россия

Рубрика: Литературоведение

Для цитирования:
Загидулина Т. А. «Ночная ведьма», дева-воительница, советская женщина: образ военной летчицы в литературе соцреализма (М. Чечнева «Боевые подруги мои») // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2024. Т. 23, № 2: Филология. С. 106–114. DOI 10.25205/1818-7919-2024-23-2-106-114
Zagidulina T. A. “Night Witch”, Warrior Maiden, Soviet Woman: The Image of a Military Pilot in the Literature of Socialist Realism (M. Chechneva My Fighting Friends). Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2024, vol. 23, no. 2: Philology, pp. 106–114. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2024-23-2-106-114

DOI: 10.25205/1818-7919-2024-23-2-106-114

УДК: 821.161.1

Аннотация: Образ военной летчицы в советской литературе сближается с архетипом женщины-воина. В очерках значимыми становятся мотивы мести, борьбы, соперничества. Гендерная инверсия подчеркивает приобретенную мужественность, в связи с чем актуализируются мотивы невозможного или отложенного брака. В рамках мифопоэтического подхода проанализированы интертекстуальные связи с былинными женскими персонажами. Отдельно рассмотрен номинативный аспект образа («ночные ведьмы»). Так, проанализированные мотивы и аллюзии позволяют утверждать, что фигура военной летчицы встраивается в парадигму андрогинных женских персонажей советской культуры, а также наследует архаические черты и может быть отнесена к традиционному типу девы-воительницы.

Ключевые слова: соцреализм, мемуары, мифопоэтика, дева-воительница, образ летчицы

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ (проект № 23-18-00408); https://rscf.ru/en/project/23-18-00408/; Русская христианская гуманитарная академия им. Ф. М. Достоевского

 

Список литературы

Балина М. Р. Какой-то «непроявленный жанр»: мемуары в литературе соцреализма // Советское богатство. Статьи о культуре, литературе и кино. СПб.: Академический проект, 2002. С. 241–259.

Бобров Н. Н. Дочери Родины // Сталинский сокол. 1945. № 20 (318). С. 4

Гройс Б. Е. Утопия и обмен. Стиль Сталин. О новом. М.: Знак, 1993. 250 с.

Добренко Е. А. Метафора власти. Литература сталинской эпохи в историческом освещении. München: Sagner, 1993. 405 с.

Добренко Е. А. Политэкономия соцреализма. М.: НЛО, 2007. 592 с.

Дунай и Добрыня сватают невесту князю Владимиру // Былины. М.: Сов. Россия, 1988. С. 76–86.

Женитьба Добрыни // Былины. М.: Сов. Россия, 1988. С. 64–67.

Загидулина Т. А. Ни ввысь, ни свыше: авиационный дискурс в русской литературе 20–30-х годов XX века. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2019. 208 с.

Зусева-Озкан В. Б. Дева-воительница в литературе русского модернизма: образ, мотивы, сюжеты. М.: Индрик, 2021. 712 с.

Калкаева А. Е. Ведьмы в сказочных сюжетах сборника братьев Гримм «Kinder- und Hausmärchen»: атрибуты и функции // Вестник культурологии. 2021. № 2 (97). С. 32–51. DOI 10.31249/hoc/2021.02.02

Кларк К. Положительный герой как вербальная икона // Соцреалистический канон: Сб. ст. / Под общ. ред. X. Гюнтера, Е. Добренко. СПб.: Академический проект, 2000. С. 569–584.

Ковтун Н. В. Женщины революции: от Даши Чумаловой к «комиссаршам» Валентина Распутина // Русская культура под знаком Революции. Дальний Восток, близкая Россия: Сб. науч. ст. Белград; Сеул; Саитама, 2018. Вып. 2. С. 32–49.

Ковтун Н. В. Утопия соцреализма и гностицизм. К постановке проблемы // Европейские исследования в Сибири: Материалы Всерос. науч. конф. «Мир и общество в ситуации фронтира: проблемы идентичности». Томск, 2004. Вып. 4. С. 247–265.

Круглова Т. А. Советская художественность, или Нескромное обаяние соцреализма. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2005. 384 с.

Куляпин А. И. Одна: советская женщина в литературе и культуре тридцатых годов // Филология и человек. 2011. № 4. С. 158–164.

Наволоцкая Д. И. Восприятие образа стахановки: фанатские письма Дусе Виноградовой (1935–1936 годы) // Вестник Перм. гос. ун-та. История. 2021. № 52 (2). С. 160–172. DOI 10.17072/2219-3111-2021-2-160-172

Нефедов И. В., Макарова И. В. Инвективная функция русской мифолексемы «ведьма» (на материале фольклорных и лексикографических источников) // Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия: Материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: Дон. кн. изд-во, 2017. С. 54–60.

Новиков М. В., Перфилова Т. Б. Маскулинность и женственность героев народного эпоса в трактовке Ф. И. Буслаева // Вестник Костром. гос. ун-та. 2019. Т. 25, № 2. С. 102–107. DOI 10.34216/1998-0817-2019-25-2-102-107

Паперный В. З. Культура Два. М.: НЛО, 2011. 408 с.

Селезнева В. В. Архетип ведьмы в структуре женских образов романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Стриж: Студ. электрон. журн. 2017. № 1 (12). С. 52–56.

Скубач О. А. Неженская Арктика: сюжет о героине-полярнице в советской культуре 1920–1930-х годов // Критика и семиотика. 2020. № 1. С. 338–350. DOI 10.25205/2307-1737-2020-1-338-350

Соцреалистический канон: Сб. ст. / Под общ. ред. X. Гюнтера, Е. Добренко. СПб.: Академический проект, 2000. 1040 с.

Чечнева М. П. Боевые подруги мои. М.: ДОСААФ, 1975. 471 с. URL: http://militera.lib.ru/ bio/chechneva_mp/index.html (дата обращения 08.09.2023).

Шверхофф Г. От повседневных подозрений к массовым гонениям. Новейшие германские исследования по истории ведовства в начале Нового времени // Одиссей. Человек в истории. Ремесло историка на исходе XX века. М.: Coda, 1996. С. 306–330.

Якушева Г. В. Мемуары // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: Интелвак, 2001. С. 524–525.