Название: Цифровые компетенции профессиональной успешности современного журналиста

Автор: Владимир Федорович Олешко 1, Евгений Владимирович Олешко 2

Организация:
1, 2 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия

Рубрика: Актуальные проблемы российской журналистики

Для цитирования:
Олешко В. Ф., Олешко Е. В. Цифровые компетенции профессиональной успешности современного журналиста // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2024. Т. 23, № 6: Журналистика. С. 32–43. DOI 10.25205/1818-7919-2024-23-6-32-43
Oleshko V. F., Oleshko E. V. Digital Competencies of Professional Success of a Modern Journalist. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2024, vol. 23, no. 6: Journalism, pp. 32–43. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2024-23-6-32-43

DOI: 10.25205/1818-7919-2024-23-6-32-43

УДК: 070

Аннотация: Целью данного исследования является анализ факторов, определяющих процесс трансформации медиасферы цифровой эпохи. Как доказывается, сегодня предельно актуализирована проблема поиска / разработки уникальных методов и приемов повседневной работы журналистов. Использование сквозных цифровых технологий рассматривается в статье как базовое условие в целом развития социального института журналистики при смене традиционных моделей функционирования СМИ. Исследование основано на положениях системного и когнитивного подходов с опорой на актуальную эмпирическую базу из 68 публикаций. В итоге авторы выделили и описали наиболее продуктивные варианты использования возможностей сквозных технологий, по результатам системного анализа были определены характеристики эффективных текстов, детерминирующие в том числе и цифровые компетенции профессиональной успешности современных журналистов.

Ключевые слова: цифровизация, журналист, сквозные технологии, массмедиа, аудитория, повестка дня, диалог, жанр, творчество

 

Список литературы

Бессонов С. И. Управление креативностью как фактор развития регионального массмедиа в цифровую эпоху // Изв. Урал. федерал. ун-та. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2017. Т. 23, № 3 (165). С. 31–35.

Вартанова Е. Л. К вопросу о последствиях цифровой трансформации медиасреды // Меди@льманах. 2022. № 2 (109). С. 8–14.

Вырковский А. В., Макеенко М. И. Возможности влияния неинституционализированных производителей развлекательного и познавательного контента на аудиторию // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2021. № 5. С. 74–99. DOI 10.30547/vestnik.journ.5.2021.7499

Дзялошинский И. М. Искусственный интеллект: гуманитарная перспектива // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2022. Т. 21, № 6: Журналистика. С. 20–29. DOI 10.25205/1818-7919-2022-21-6-20-29

Дивисенко К. С. Репрезентации жизненного мира в автобиографии // Человек. 2015. № 3. C. 80–89.

Качанов Д. Г. Трансформация нарративных приемов в мультимедийных журналистских проектах: Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2021. 26 с.

Маслов А. С. Профессиональная журналистика, гражданская журналистика и блогерство: к вопросу о разграничении понятий // Учен. зап. Новгород. гос. ун-та. 2021. № 5 (38). С. 486–491. DOI 10.34680/2411-7951.2021.5(38).486-491

Несина В. В. Фейковые новости как явление современного медиапространства // Гуманитарный научный вестник. 2022. № 10. С. 12–17.

Олешко В. Ф., Гаврилов В. В. Формирование цельной медиаличности будущего журналиста в региональном вузе в условиях цифровизации СМИ // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 4 (46). С. 6–12. DOI 10.47475/2070-0695-2022-10401

Панич Н. А., Мороз Н. А. Репрезентация жизненного мира молодежи в социальных сетях // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 4 (72). С. 54–58.

Распопова С. С., Симакова С. И. Фактчекинг как новый формат саморегулирования сетевой коммуникации // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 1 (43). С. 150–157. DOI 10.47475/2070-0695-2022-10116

Рогалева О. С., Шкайдерова Т. В. Новые медиа: эволюция понятия (аналитический обзор) // Вестник Ом. гос. ун-та. Филология. 2015. № 1. С. 222–225.

Самойленко Н. С. Конвергенция журналистики, медиакоммуникаций и IT // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2023. № 1 (48). С. 121–128.

Соломеина В. Г., Сумская А. С. Восприятие мультимедийных сторителлингов познавательной тематики «цифровым» медиапоколением // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 4 (38). С. 158–169. DOI 10.24411/2070-0695-2020-10418

Чумиков А. Н., Чумикова С. Ю. Сторителлинг в развитии: технологии и контексты // Коммуникология. 2023. Т. 11, № 1. C. 142–157. DOI 10.21453/2311-3065-2023-11-1-142-157

Berning N. Narrative means to journalistic ends: A narratological analysis of selected journalistic reportages. VS Research, 2011. 158 p.

Jacobson S., Marino J., Gutsche R. E., Jr. The digital animation of literary journalism // Journalism: Theory, Practice & Criticism. 2015. Vol. 17, iss. 4. P. 527–546.

Simons G., Muhin M., Oleshko V., Sumskaya A. The concept of interdisciplinary research on intergenerational transmission of communicative and cultural memory. World of Media // Journal of Russian Media and Journalism Studies. 2021. No. 1. P. 64–91. DOI 10.30547/ worldofmedia.1.2021.3

Van Krieken K., Hoeken H., Sanders J. Evoking and measuring identification with narrative characters: A linguistic cues framework // Frontiers in Psychology. 2017. Iss. 8. P. 1–6.