Название: Позиционные конфигурации взаимодействия СМИ и аудитории в актуальном информационно-медийном процессе

Автор: Тамара Алексеевна Семилет

Организация:
Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия

Рубрика: Современные медиакоммуникации

Для цитирования:
Семилет Т. А. Позиционные конфигурации взаимодействия СМИ и аудитории в актуальном информационно-медийном процессе // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2024. Т. 23, № 6: Журналистика. С. 78–88. DOI 10.25205/1818-7919-2024-23-6-78-88
Semilet T. A. Positional Configurations of Media-Audience Interaction in Current Media Process. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2024, vol. 23, no. 6: Journalism, pp. 78–88. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2024-23-6-78-88

DOI: 10.25205/1818-7919-2024-23-6-78-88

УДК: 004.031.42 + 008.2

Аннотация: Рассматриваются типы структурно-функциональных связей, сформировавшихся между СМИ и аудиторией как главными элементами информационно-коммуникативного процесса. На основе исследования современных журналистских практик, их теоретических обоснований и свидетельств их адептов выделяются и описываются пять основных конфигураций взаимодействия СМИ и аудитории: с доминантным влиянием СМИ на аудиторию, с определяющим влиянием аудитории на СМИ, с равноправным положением СМИ и аудитории в информационно-медийном новостном пространстве и равнозначным взаимным влиянием, с коллаборативным соединением СМИ и аудитории по созданию информационного продукта в статусе коммуникатора, с сервисной позицией СМИ в отношении аудитории, заключающейся в установке журналистских коллективов на обслуживание повседневных нужд аудитории и практиках по ее осуществлению.

Ключевые слова: журналистика, СМИ, аудитория, медиакоммуникация, Интернет, новые медиа, интерактивность, позиционные конфигурации, переосознание миссии, новая идеология

 

Список литературы

Амзин А., Галустян А., Гатов В., Кастельс М., Кульчицкая Д., Лосева Н., Паркс М., Паранько С., Силантьева О., Хаак Б. ван дер. Как новые медиа изменили журналистику. 2012–2016 / Под ред. С. Балмаевой, М. Лукиной. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. 304 с.

Бережная М. А. Эстетика героического в фандрайзинговом телепроекте // Челябинский гуманитарий. 2020. № 3 (52). С. 62–66. DOI 10.24411/1999-5407-2020-10307

Дзялошинский И. М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. М.: Престиж, 2006. 102 с.

Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2005. 832 с.

Липпман У. Общественное мнение. М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.

Лозовский Б. Н. Аудитория и СМИ: взаимодействие и манипулирование // Изв. Урал. гос. ун-та: Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2008. № 23 (56). С. 277–291.

Мирошниченко А. Адаптация медиа: взрывное освобождение авторства, вирусный редактор интернета и смерть газет // Социологический журнал. 2011. № 3. С. 71–87.

Млечко А. В., Шамаев И. В., Диденко О. Н., Козлова О. А. Публичная сфера, виртуализация, ризома: коммуникативные практики социальных медиа Рунета // Logos et Рraxis. 2018. Т. 17, № 4. С. 18–29.

Неренц Д. В. Новые подходы к созданию журналистского контента в американских СМИ // Филология: научные исследования. 2021. № 8. С. 48–57. DOI 10.7256/2454-0749.2021. 8.36115

Олешко В. Ф., Малик О. В. Влияние цифровых средств массовой коммуникации на формирование глобальной системы социальных коммуникаций // Журналистика и массовые коммуникации. 2017. № 3. С. 5–12.

Охлопков А., Богомолова А. Почему медиа, блогеры и агрегаторы контента не могут найти общий язык // Ведомости. 2019. 24 дек.

Парахневич Е. В. «Журналистика решений» как метод борьбы с социальными проблемами (на примере освещения пандемии, вызванной вирусом COVID-19) // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 3 (41). С. 63–70. DOI 10.47475/2070-0695-2021-10307

Пастухов А. Г. Ratgeber как рессорт: жанровые особенности сервисной журналистики // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: Сб. науч. тр. Орел: Орлов. гос. ин-т культуры, 2020. С. 108–129.

Попова А. В. Интернет как сетевая или иерархическая структура: концепция сети в постмодернистской философии и социальных науках конца XX и начала XXI в. // Философская мысль. 2020. № 3. С. 58–67. DOI 10.25136/2409-8728.2020.3.32282

Пустовалов А. В., Березина И. А. Новые формы журналистики во взаимодействии с гражданским обществом // Вестник Моск. ун-та. Серия 10: Журналистика. 2013. № 1. С. 40–51.

Самарцев О. Р. Цифровая реальность: журналистика информационной эпохи: факторы трансформации, проблемы и перспективы. М.: Издательские решения, 2020. 120 с.

Семилет Т. А., Фотиева И. В. Постструктуралистская модель IT-журналистики // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2022. Т. 21, № 6: Журналистика. С. 40–49. DOI 10.25205/1818-7919-2022-21-6-40-49

Синельникова Л. Н. Ризома и дискурс интермедиальности // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. 2017. Т. 21, № 4. С. 805821. DOI 10.22363/2312-9182-2017-21-4-805-821

Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / Пер. с англ.; науч. ред. Я. Н. Засурский. М.: Мысль, 1980. 326 с.

Benesch S. The rise of solutions journalism // Columbia Journalism Review. 1998. Vol. 36, iss. 6. P. 36–39.

Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. In 3 vols. Cambridge; Oxford: Blackwell. 1996. Vol. 1: The Rise of the Network Society. 625 p.

Deleuze G., Guattari F. A Thousand Plateaus. Minneapolis: Uni. of Minnesota Press, 1987. 584 p.

Lasswel H. D. The structure and function of communication in society // Bryson L. (ed.). The Communication of Ideas. N. Y.: Harper and Brothers, 1948. P. 37–51.

Lazarsfeld P., Merton R. Mass communication, popular taste and organized social action // Bryson L. (ed.). The Communication of Ideas. N. Y.: Harper and Brothers, 1948. P. 229–250.

Lockhart J. 5 Reasons to Love Service Journalism // Ryerson Review of Journalism. Spring, 2008. P. 3–9.

Manovich L. New Media from Borges to HTML // The New Media Reader. Cambridge, MA: MIT Press, 2003. P. 13–25.

McCombs M., Shaw D. The Agenda-Setting Function of Mass-Media // Public Opinion Quarterly. 1972. Vol. 36, no. 3. P. 176–187.

Neuman W. R. The Future of the Mass Audience. Cambridge: Cambridge Uni. Press, 1991. November 29.

Onuoha M., Pinder J., Schaffer J. Guide to Crowdsourcing. Tow Center for Digital Journalism Publications / Tow Center for Digital Journalism. Columbia Uni. Press, 2017. 63 p.

Randall D. The Universal Journalist. L.: Pluto Press, 2016. 304 p