Название: «Возвышенный взгляд на ужас»: функция орнаментальной поэтики в повести В. Зазубрина «Щепка»
Автор: Елена Николаевна Проскурина
Организация:
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия
Рубрика: Литературоведение
Для цитирования:
Проскурина Е. Н. «Возвышенный взгляд на ужас»: функция орнаментальной поэтики в повести В. Зазубрина «Щепка» // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2024. Т. 23, № 9: Филология. С. 132–143. DOI 10.25205/1818-7919-2024-23-9-132-143
Proskurina E. N. “A Sublime Look at Horror”: The Function of Ornamental Poetics in V. Zazubrin’s Story Sliver. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2024, vol. 23, no. 9: Philology, pp. 132–143. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2024-23-9-132-143
DOI: 10.25205/1818-7919-2024-23-9-132-143
УДК: 821.161.1
Аннотация: Представлен анализ повести В. Зазубрина «Щепка» (1923) в ракурсе орнаментальной прозы на фоне размывающейся чистоты литературных жанров. Об ориентации на высокий жанр свидетельствует прописная буква местоимения в подзаголовке произведения: «Повесть о Ней и о Ней», т. е. о Революции и вновь о Ней. Контрастирует с этой интенцией апокалиптическая образность произведения, представляющая революционную эпоху в красках страшного мира. Поэтический слой текста формируется лирическим голосом героя и усиливается орнаментальным богатством ассоциаций. Острота его внутреннего поединка, основанная на притяжении к революции и отталкивании от нее, наращивает эмоциональное напряжение всего произведения. На уровне интертекстуального диалога ощутимо влияние на поэтику «Щепки» поэмы Блока «Двенадцать».
Ключевые слова: проза 1920-х гг., В. Зазубрин, «Щепка», литературные жанры, орнаментальная проза, интертекст
Список литературы
Бальбуров Э. А. Философская проза Николая Бердяева (проблемы поэтики) // Нарративные традиции славянских литератур. Повествовательные формы Средневековья и Нового времени. Новосибирск: НГУ, 2009. С. 15–29.
Вишневецкий И. Между поэзией и прозой // НЛО. 2016. № 139. C. 297–308.
Воронский А. Искусство видеть мир (Портреты. Статьи). М.: Сов. писатель, 1987. 702 с.
Драгомирецкая Н. В. Стилевые искания в ранней советской прозе // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. М.: Наука, 1965. Кн. 3. С. 125–173.
Дудкин В. В. Символика поэмы А. Блока «Двенадцать» (на материале зарубежных исследований) // Проблемы исторической поэтики. 1990. Т. 1. С. 115–127.
Лейдерман Н. Л. Кровавый карнавал. «Поэмы в прозе» 1920-х годов: поэтика и семантика // Вопросы литературы. 2008. Сентябрь – октябрь. С. 241–267.
Лейдерман Н. Л. Теория жанра. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2010. 904 с.
ЛНС – Литературное наследство Сибири: В 8 т. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1972. Т. 2. 444 с.
Манн Ю. Динамика русского романтизма. М.: Аспект Пресс, 1995. 384 с.
Проскурина Е. Н. Поэтика Владимира Зазубрина. Жанровые, сюжетные проекции. М.: Новый Хронограф, 2020. 208 с.
Ромодановская Е. К. Рассказы сибирских крестьян о видениях (К вопросу о специфике жанра видений) // ТОДРЛ. 1996. Т. 49. С. 141–156.
Седакова О. Мариины слезы. К поэтике литургических песнопений. М.: Практика, 2021. 168 с.
Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 574 с.
Хасанов О. А. Символика цвета в повести В. Я. Зазубрина «Щепка» // Вестник Краснояр. гос. пед. ун-та. 2017. № 1 (39). С. 227–231.
Шкловский В. Б. Избранное: В 2 т. М.: Худож. лит., 1983. Т. 1. URL: http://philologos.narod. ru/shklovsky/prosetales.html (дата обращения 27.01.2023).
Список источников
Блок А. А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л.: ГИХЛ, 1963. Т. 7. 548 с.
Блок А. А. Собр. соч.: В 6 т. Л.: Худож. лит., 1980. Т. 1. 512 с.
Зазубрин В. Два мира. Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1988. 335 с.
Зазубрин В. Общежитие. Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1990. 414 с.
Малышкин А. Падение Даира. URL: http://az.lib.ru/m/malyshkin_a_g/text_0010.shtml (дата обращения 09.03.2023).
Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Л.: Наука, 1977. Т. 2. 399 с.