Название: Сравнительное исследование образовательной политики Нидерландов в Индонезии и Великобритании в Малайе в XIX–XX веках

Автор: Чан Суан Хиеп 1, Нгуен Хыу Фук 2, Ле Хоанг Кьет 3, Нгуен Туан Бинь 4, Чан Тхи Тхо 5

Организация:
1 Университет Донг А, Дананг, Вьетнам
2 Научная историческая ассоциация провинции Тхыатхьен-Хюэ, Хюэ, Вьетнам
3 Университет Кантхо, Кантхо, Вьетнам
4 Университет Хюэ, Хюэ, Вьетнам
5 Университет FPT (кампус в Дананге), Дананг, Вьетнам

Рубрика: Всеобщая история

Для цитирования:
Чан Суан Хиеп, Нгуен Хыу Фук, Ле Хоанг Кьет, Нгуен Туан Бинь, Чан Тхи Тхо. Сравнительное исследование образовательной политики Нидерландов в Индонезии и Великобритании в Малайе в XIX–XX веках (на англ. яз.) // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2025. Т. 24, № 1: История. С. 65–81. DOI 10.25205/1818-7919-2025-24-1-65-81
Tran Xuan Hiep, Nguyen Huu Phuc, Le Hoang Kiet, Nguyen Tuan Binh, Tran Thi Tho. A Comparative Perspective of Educational Policies of the Netherlands in Indonesia and Great Britain in Malaya during the 19th and 20th Centuries. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2025, vol. 24, no. 1: History, pp. 65–81. DOI 10.25205/1818-7919-2025-24-1-65-81

DOI: 10.25205/1818-7919-2025-24-1-65-81

УДК: 94(594)+94(595)

Аннотация: Предпринимается сравнительный анализ образовательной политики Нидерландов в Индонезии и Великобритании в Малайе в XIX–XX вв. в контексте постколониальных исследований. Цель статьи – выявление сходств и различий в образовательной политике двух колониальных администраций. Отмечается, что оба государства внедрили систему «двойного образования», создав параллельные образовательные системы: вестернизированную и локализованную, внедрив при этом повсеместно светские учебные программы и централизованное управление в образовании. Сравнение показывает, что голландские власти были более гибкими в языковой политике, тогда как британские ориентировались на более строгую языковую сегрегацию. Под влиянием стратегии «разделяй и властвуй» возникла сегрегированная школьная система для каждой большой этнической группы (параллельно с системой вестернизированных школ), что должно было препятствовать их объединению. Однако эта политика непреднамеренно способствовала модернизации, внедрению массового образования и женской грамотности. Более того, новая образовательная система впоследствии воспитала слой местных интеллектуалов, которые стали лидерами национально-освободительных движений. Образовательные реформы XIX–XX вв. заложили основу для диверсифицированных систем образования в современных Индонезии и Малайзии. Делается вывод о сложности колониальных процессов, в рамках которых образование служило «обоюдоострым мечом», одновременно укреплявшим систему колониального управления и стимулирующим модернизацию местных сообществ, результатом которой была борьба за национальную независимость.

Ключевые слова: колониальное образование, сообщество коренных малазийцев, индонезийское сообщество, британское колониальное правительство, голландское колониальное правительство

 

Refernces

Azim F. Post-colonial Theory. In: The Cambridge History of Literary Criticism. Cambridge, 2008, vol. 9: Twentieth-Century Historical, Philosophical and Psychological Perspectives, pp. 237–248.

Chan C. H. Education and Nation – Building in Plural Societies: The West Malaysian Experience. Canberra, The Australian National Uni. Press, 1977, 116 p.

Christie C. J. Lịch sử Đông Nam Á hiện đại [Modern History of South-East Asia]. Hanoi, National Political Publ., 2000, 420 p. (in Viet.)

Chuong D. V., Linh N. T. V., Phuc N. H. Politiques éducatives des Anglais pour les Malaisiens indigènes et celles des Français pour les Vietnamiens (de la fin du xixe au début du xxe siècle) – étude comparative. In: Conférence internationale l'education Franco-Vietnamienne fin du xixè – début du xxè siècle. Hue, 2021, pp. 243–258.

Frankema E. Why Was the Dutch Legacy So Poor? Educational Development in the Netherlands Indies, 1871–1942. Masyarakat Indonesia, 2013, vol. 39, no. 2, pp. 307–326.

Hall D. G. E. Lịch sử Đông Nam Á [History of South-East Asia]. Hanoi, National Political Publ., 1997, 1292 p. (in Viet.)

Han L. P. The Beginning and Development of English Boys and Girls’ Schools and School Libraries in the Straits Settlements, 1786–1941. Malaysian Journal of Library & Information Science, 2009, vol. 14, no. 1, pp. 57–81.

Hien H. P. H. “Chính sách giáo dục của Anh đối với người Malay” [Educational Policies of the Great Britain for Malay People]. Vietnam Social Science Journal, 2017, vol. 12, pp. 90–98. (in Viet.)

Khanh T. Lịch sử Đông Nam Á [History of South-East Asia]. Hanoi, Social Science Publ., 2012, vol. 4, 558 p. (in Viet.)

Ozay M. A Revisiting Cultural Transformation: Education System in Malaya During the Colonial Era. World Journal of Islamic History and Civilization, 2011, vol. 1, pp. 37–48.

Penders C. L. M. Colonial Education Policy and Practice in Indonesia: 1900–1942. PhD Thesis. Canberra, Australian National Uni. Press, 1968, 444 p.

Phuc N. H. “Cải cách giáo dục của Hà Lan ở thuộc địa Indonesia (1893–1901)” [The Netherland’s Educational Reformations in Colonial Indonessia (1893–1901)]. Journal of Science & Education – Hue University of Education, 2018, vol. 2, pp. 78–87. (in Viet.)

Phuong T. P. Giáo dục Việt Nam dưới thời thuộc địa huyền thoại đỏ và huyền thoại đen [Vietnamese Education in Colonial Period Red and Black Legends]. Hanoi, Hanoi Publishing House, 2020, 164 p. (in Viet.)

Stevenson R. Cultivators and Administrators: British Educational Policy Towards the Malays 1875–1906. Oxford, Oxford Uni. Press, 1975, 240 p.

Suratminto L. Educational Policy in the Colonial Era. International Journal of History Education, 2013, vol. 14, no. 1, pp. 77–84.

Suwignyo A. The Breach in the Dike: Regime Change and the Standardization of Public Primary School Teacher Training in Indonesia (1893–1969). PhD Thesis. Leiden, Uni. of Leiden Press, 2012, 468 p.

Tan N. V., Loc N. T. B. “Nhìn lại phong trào vận động cải cách ở Indonesia, Philippines và Myanmar trong những năm cuối thế kỷ XIX đầu thế kỷ XX” [A Look Back on Movements for Improvement in Indonesia, Philippines and Myanmar in the Last Years of 19th Century and Early 20th Century]. Journal of South East Asia Studies, 2014, vol. 6, pp. 49–54. (in Viet.)

Thanh H. T. “Sự phát triển của tầng lớp trung lưu Inđônêxia dưới thời kỳ trật tự mới (1966–1998)” [The Development of Indonesian Middle Social Class in the New Order Period (1966–1998)]. Journal of South East Asia Studies, 2014, vol. 4, pp. 38–43. (in Viet.)

Tong H. V. Lịch sử Indonesia (Từ thế kỷ XIV – XVI đến những năm 1980) [History of Indonesia (from 14th – 16th Centuries to 1980s)]. Ho Chi Minh, Open Education Institute, 1992, 196 p. (in Viet.)

Van L. T. “Chính sách giáo dục của Anh đối với cộng đồng người Malaya bản địa (từ nửa cuối thế kỉ XIX đến đầu thế kỉ XX)” [The Educational Policies of the Great Britain for Native Malaya Community (from the 2nd Half of 19th Century to Early 20th Century]. Journal of South East Asia Studies, 2011, vol. 5, pp. 11–23. (in Viet.)