Название: Run of the Band: мобильные оркестры средневекового Китая (по материалам погребальной пластики периода «Шестнадцати государств» и «Северных и Южных династий»)

Автор: Сергей Александрович Комиссаров 1, Александр Иванович Соловьев 2

Организация:
1, 2 Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук. Новосибирск, Россия

Рубрика: Археология стран Азии

Для цитирования:
Комиссаров С. А., Соловьев А. И. Run of the Band: мобильные оркестры средневекового Китая (по материалам погребальной пластики периода «Шестнадцати государств» и «Северных и Южных династий») // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2025. Т. 24, № 10: Востоковедение. С. 98–110. DOI 10.25205/1818-7919-2025-24-10-98-110
Komissarov S. A., Solovyev A. I. Run of the Band: Mobile Orchestras of Medieval China (Based on the Materials of Funeral Figurines of the Period of the “Sixteen States” and the “Northern and Southern Dynasties”). Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2025, vol. 24, no. 10: Oriental Studies, pp. 98–110. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2025-24-10-98-110

DOI: 10.25205/1818-7919-2025-24-10-98-110

УДК: 904(510)+785.13

Аннотация: Исследован феномен мобильных оркестров, которые появляются на территории Китая в эпоху раннего Средневековья, на основе развития караванной торговли в экономике и кавалерии – в сфере военного дела. В реализации этой социальной потребности активное участие принимали «согдийцы» Западного края и кочевые народы северной степной зоны, в том числе создавшие собственные государства на захваченных китайских территориях. Появление музыкальных ансамблей из всадников-музыкантов можно проследить по их воспроизведению в глине в составе погребальной пластики, которую находили в гробницах периода «16-ти государств» или эпохи Северных династий; в последнем случае обычно фигурировал народ сяньбэйских табгачей. Формируется особая музыка «барабана и духовых», с помощью которой поддерживался четкий ритм в походах и построениях на полях сражений, которую исполняли военные музыканты, как правило, сидя верхом на конях или, реже, верблюдах. В дальнейшем их состав расширяется до парадных оркестров, участвовавших в придворных церемониях. В данной статье авторы в основном использовали материалы из экспозиций ведущих музеев КНР, что является первым шагом в изучении сформулированной темы.

Ключевые слова: Великий шелковый путь, музыка «барабана и духовых», погребальная пластика, раннее Средневековье, мобильные оркестры

Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-78-10121, https://rscf.ru/project/22-78-10121/

 

Список литературы

Виноградова Е. В., Желоховцев А. Н. Китайская музыка // Музыкальная энциклопедия: В 6 т. М.: Сов. энциклопедия, 1974. Т. 2. Стб. 808–815.

Дун Сяосинь. Видимая музыка в образах древних китайских статуэток эпох Хань и Тан // Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры і мастацтваў. 2020. № 1. С. 143–148, 212–214.

Желоховцев А. Н. Музыка (при участии В. В. Еремеева) // Духовная культура Китая: Энциклопедия: В 5 т. + доп. том. М.: Вост. лит., 2010. [Т. 6, доп.:] Искусство. С. 330–339.

Комиссаров С. А.Соловьев А. И. Всадники Астаны // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2015. Т. 14, № 10: Востоковедение. С. 62–75.

Комиссаров С. А.Соловьев А. И. Гробница Лоу Жуя (династия Северная Ци) как памятник переходного периода // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2022. Т. 21, № 10: Востоковедение. С. 22–36.

Рифтин Б. Л. Из истории культурных связей Средней Азии и Китая (II в. до н. э. – VIII в. н. э.) // Проблемы востоковедения. 1960. № 5. С. 119–132.

Цзо Чжэньгуань. Музыкальная культура Китая: очерки. СПб.: Композитор. Санкт-Петер-бург, 2023. 276 с.

Чжан Шо. Исследование происхождения и раннего развития китайских военных оркестров // Культура и искусство. 2024. № 5. С. 139–149.

Чжэн Динцянь. Китайский военный оркестр // Вестник муз. науки. 2025. Т. 13, № 1. С. 145–151.

Шефер Э. Золотые персики Самарканда: Книга о чужеземных диковинах в империи Тан / Пер. с англ. Е. В. Зеймаля, Е. И. Лубо-Лесниченко; под ред. Л. Н. Меньшикова. М.: Наука, ГРВЛ, 1981. 608 с.

Knauer E. R. The Camel’s Load in Life and Death: Iconography and Ideology of Chinese Pottery Figures from Han to Tang and Their Relevance to Trade along the Silk Routes. Zürich: Akanthus Verlag für Archäologie, 1998. 150 p., 92 il.

Ван ЖоянЛи Ян. Сиань дэнцзячжунцунь шилюго му М3 чуту гучуйюн яньцзю [王若洋、李杨。西安等驾中村十六国墓M3出土鼓吹俑研究 // 文物季刊]. Исследование фигурок музыкантов «барабана и духовых», раскопанных в могиле М3 периода «16-ти государств» в Дэнцзячжунцунь, г. Сиань // Вэньу цзикань [Ежеквартальный журнал о памятниках материальной культуры]. 2024. Вып. 4. С. 101– 108. (на кит. яз.)

Ли Ли. Ханьдай гучуйюэ каосо [李跞。汉代鼓吹乐考索 // 音乐时空]. Изыскания о «музыке барабанов и духовых» династии Хань // Иньюэ шикун [Музыкальное пространство-время]. 2014. № 6. С. 80–82. (на кит. яз.)

Ли Чэн. Си хань гучуй синцидэ хуаньцзин каолюэ [西汉鼓吹乐兴起的环境考略 // 乐器]. Краткое исследование обстоятельств подъема «музыки барабанов и духовых» династии Западная Хань // Юэ ци [Музыкальные инструменты]. 2008. № 9. С. 51–63. (на кит. яз.)

Сун Синь. Ханьдай гучуйюэдэ юаньюань [宋新。汉代鼓吹的渊源 // 中国音乐学]. Происхождение «музыки барабанов и духовых» при династии Хань // Чжунго иньюэсюэ [Музыковедение Китая]. 2005. № 5. С. 85–88. (на кит. яз.)

Фань Ци. Чуньцю чжаньго шици цзюньюэ ишу таньцзю [樊琪。春秋战国时期军乐艺术
探究 // 音乐创作]. Исследование искусства военной музыки периодов Чуньцю и Чжаньго // Иньюэ чуанъцзо [Музыкальное творчество]. 2016. № 9. С. 131–133. (на кит. яз.)

Чжан Чи. Вэй цзинь наньбэйчао шици цяньхоубу гучуй чутао [张驰。魏晋南北朝时期前后部鼓吹初探 // 大众考古]. Предварительное исследование передовых и тыловых отрядов музыкантов периода династий Вэй, Цзинь и Наньбэйчао // Дачжун каогу [Массовая археология]. 2019. № 5. С. 79–85. (на кит. яз.)

Янь Чжэн. Тоба сяньбэй гучуйюэ чутань [闫铮。拓跋鲜卑鼓吹乐初探 // 黄河之声]. Начальное изучение музыки барабанов и духовых у сяньбэйских тоба // Хуанхэчжи шэн [Песня Хуанхэ]. 2021. № 17. С. 152–155. (на кит. яз.)