Название: Буддизм в Корейской Народно-Демократической Республике: наследие, политика и дипломатия

Автор: Алина Дмитриевна Кравцова 1, Елена Эдмундовна Войтишек 2, Анна Сергеевна Шмакова 3

Организация:
1, 2 Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия
2 Институт востоковедения Российской академии наук, Москва, Россия
3 Независимый исследователь, Новосибирск, Россия

Рубрика: Буддийская дипломатия стран Азии

Для цитирования:
Кравцова А. Д., Войтишек Е. Э.Шмакова А. С. Буддизм в Корейской Народно-Демократической Республике: наследие, политика и дипломатия // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2025. Т. 24, № 10: Востоковедение. С. 41–52. DOI10.25205/1818-7919-2025-24-10-41-52
Kravtsova A. D., Voytishek E. E., Shmakova A. S. Buddhism in the Democratic People’s Republic of Korea: Heritage, Politics, and Diplomacy. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2025, vol. 24, no. 10: Oriental Studies, pp. 41–52. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2025-24-10-41-52

DOI: 10.25205/1818-7919-2025-24-10-41-52

УДК: 294.311+332

Аннотация: Рассматривается положение буддизма в Северной Корее со второй половины XX в. до настоящего времени. Поскольку КНДР – суверенное государство, созданное на основе национал-коммунистической идеологии чучхеизма, вся его религиозная система полностью подчинена партийному руководству. Религиозный институт долгое время воспринимался правительством страны как потенциальный оппонент действующей власти. Однако с 1970-х гг., когда КНДР начала активно устанавливать дипломатические контакты с другими странами, буддизм стал осознаваться важной частью культурного наследия корейцев, что можно было использовать в сфере международной дипломатии. В настоящее время вопросами буддизма в КНДР ведают две государственные структуры – Управление культурным наследием и Корейская буддийская федерация. Буддизм институализирован и управляется партийным аппаратом, священнослужители в основном воспринимаются не как духовные деятели, а как государственные служащие. Это находит отражение также во внешнем виде монахов – до недавнего времени они не брили головы и носили деловые костюмы. В начале XXI в. буддизм становится важным инструментом в установлении диалога с буддийскими общинами Республики Корея и других стран буддийского мира, в связи с чем северокорейские монахи постепенно корректируют свою деятельность. Буддийские контакты способствуют стабилизации напряженности не только на Корейском полуострове, но и в целом в странах Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Это соответствует и стратегическим интересам России в Дальневосточном регионе, что дает возможность наметить конкретные пути для устойчивого толерантного взаимодействия, используя буддийский институт как реальный инструмент современной международной дипломатии в Азии.

Ключевые слова: буддизм, КНДР, культурное наследие, современная международная дипломатия

Благодарности: Исследование проведено в рамках реализации Государственного задания Минобрнауки № FSUS-2024-0028 «Аксиологический потенциал буддизма в контексте международных отношений России со странами Восточной Азии: история и современность»

 

Список литературы

Курбанов С. О. История Кореи: с древности до начала XXI в. СПб.: Изд-во СПбГУ, 209. 680 с.

Мосолова Д. О. Идеология в КНДР: возникновение, история и современный этап // Обозреватель – Observer. 2016. № 11. С. 87–97.

Bukhan ingwon bogoseo [북한인권보고서]. North Korea Human Rights Report. Soul: Ministry of Unification. North Korea Human Rights Records Center, 2024. 276 p. (in Kor.)

Чо Соннёль. Пукхан бульгёъи тхыкчингва сонгёк [조성렬. 북한불교의 특징과 성격]. Особенности и характер буддизма Северной Кореи // Пукханхак ёнгу. 2010. Vol. 6, no. 2. P. 27–81. (на кор. яз.)

Juyan Zhang. Buddhist diplomacy: History and status quo. USC Center on Public Diplomacy. Los Angeles: Figueroa Press, 2012. 66 p.

Levi N., Husarski R. Buddha under Control. Buddhism’s Legacy in North Korea // Acta Asiatica Varsoviensia. 2021. No. 34. P. 79–96