Название: Новые технологии в педагогической и просветительской деятельности  в области истории, археологии и этнографии

Автор: Николай Николаевич Головченко 1, Наталья Святославна Грибанова 2, Аркадий Васильевич Контев 3, Наталья Викторовна Люля 4

Организация:
1–4 Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия

Рубрика: Преподавание археологии в вузах

Для цитирования:
Головченко Н. Н., Грибанова Н. С., Контев А. В., Люля Н. В. Новые технологии в педагогической и просветительской деятельности в области истории, археологии и этнографии // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2025. Т. 24, № 5: Археология и этнография. С. 9–20. DOI 10.25205/1818-7919-2025-24-5-9-20
Golovchenko N. N. Gribanova N. S., Kontev A. V., Lyulya N. V. New Technologies in Pedagogical and Educational Activities in the Field of History, Archaeology and Ethnography. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2025, vol. 24, no. 5: Archaeology and Ethnography, pp. 9–20. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2025-24-5-9-20

DOI: 10.25205/1818-7919-2025-24-5-9-20

УДК: 378.147

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению опыта создания и использования настольных игр по археологии, этнографии, истории в педагогической, просветительской деятельности сотрудников Алтайского государственного педагогического университета. Анализируется практика применения игровых технологий при реализации просветительских проектов с участием студентов-историков. Базой для разработки игр служат коллекции Историко-краеведческого музея университета и материалы исследований авторов статьи. В работе представлены пять настольных игр по археологии, этнографии и истории Алтайского края, созданных в форматах пазла, игры мемо, игры-бродилки. Авторы приходят к выводу о том, что проектно-деятельностный подход позволяет эффективно сочетать подчерпнутые из специальной литературы и в процессе обучения теоретические знания студентов с игровыми механизмами их презентации в современном образовательном пространстве.

Ключевые слова: Алтайский государственный педагогический университет, краеведческий музей, проектно-деятельностный подход, иммерсивные технологии, геймификация, настольные игры

 

Список литературы

Атлас новых профессий 3.0. М.: Интеллект. лит., 2020. 456 с.

Веряев А. А., Каменская В. О. Геймификация как условие повышения мотивации и вовлеченности обучаемых в педагогический процесс // Актуальные вопросы педагогики и психологии образования: Материалы XII Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. Году науки и технологий в Российской Федерации. Барнаул, 2021. С. 89–92.

Веряев А. А., Каменская В. О. Геймификация: от метафоры к педагогической технологии // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: Сб. тр. I Междунар. науч.-практ. конф. Симферополь: Ариал, 2022. С. 372–378.

Волкова Н. В. Технология проектирования образовательных событий // Образование и наука. 2017. Т. 19, №4. C. 184–200. DOI 10.17853/1994-5639-2017-4-184-200

Грибанова Н. С., Головченко Н. Н., Труевцева О. Н. Использование мультимедийных ресурсов в историко-просветительной работе музея образовательной организации: Учеб.-метод. пособие. Барнаул: АлтГПУ, 2022. 105 с.

Головченко Н. Н., Грибанова Н. С., Вайцель Д. Э. Опыт разработки археологического мультимедийного контента для студентов педагогических университетов // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2023. Т. 22, № 5: Археология и этнография. С. 9–19. DOI 10.25205/1818-7919-2023-22-5-9-19

Контев А. В. Формирование пространственных представлений на основе использования ресурсов мультимедийного парка «Россия – моя история» // Головеева Л. Ю., Контев А. В., Ратникова Д. В. Применение ресурсов мультимедийного парка «Россия – моя история» для достижения предметных результатов обучения истории в школе: Учеб.-метод. пособие. Барнаул: АлтГПУ, 2022. С. 48–77.

Павлова С. А. Организация игрового проектирования в образовательной среде // Вестник Бурят. гос. ун-та. 2015. № 15. С. 135–143.

Подласый И. П. Педагогика: Учебник для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2015. 576 с.

Ратникова Д. В. Проектная деятельность в структуре подготовки будущего учителя // Педагогическое образование на Алтае. 2023. № 1. С. 113–117.

Своротова Ю. В. Использование настольных игр в образовательном процессе // Развитие современного образования: от теории к практике: Сб. материалов VII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Чебоксары, 2019. С. 145–150.

Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. М.: Эксмо-Пресс, 2001. 352 с.

Шульга П. И., Уманский А. П., Могильников В. А. Новотроицкий некрополь. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009. 329 с.