Название: «Записки художника» как форма литературной и живописной саморефлексии в романе Л. Ржевского «Дина»
Автор: Иван Иванович Назаренко
Организация:
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия
Рубрика: Литературоведение
Для цитирования:
Назаренко И. И. «Записки художника» как форма литературной и живописной саморефлексии в романе Л. Ржевского «Дина» // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2025. Т. 24, № 9: Филология. С. 117–126. DOI 10.25205/1818-7919-2025-24-9-117-126
Nazarenko I. I. “Artist’s Notes” as a Form of Literary and Pictorial Self-Reflection in L. Rzhevsky’s Novel “Dina”. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2025, vol. 24, no. 9: Philology, pp. 117–126. (in Russ.) DOI 10.25205/ 1818-7919-2025-24-9-117-126
DOI: 10.25205/ 1818-7919-2025-24-9-117-126
УДК: 821.161.1
Аннотация: Исследуется сюжет письма в романе Л. Ржевского «Дина» (1979) как литературная и живописная саморефлексия героя, отраженная в его «Записках художника». Выявляются функции ведения записок: самопознание и познание другого, преодоление одиночества и движение к литературному творчеству, рефлексия собственных картин и замыслов (автоэкфрасисы). Показано, что в творческой коллизии героя наиболее значима главная, незавершенная картина – «Победительница» – выражение мирообраза, ощущения целостности мироздания. Нереализованность замыслов частично компенсируют записки, в которых зафиксированы разные варианты незаконченной картины. Делается вывод, что роман является выражением авторской эстетической позиции: утверждение реализма ХХ в., возвращающегося к духовной вертикали и осознающего бесконечность бытия, в котором человек не «победитель».
Ключевые слова: вторая волна русской эмиграции, Л. Ржевский, роман о художнике, литературная саморефлексия, экфрасис
Список литературы
Агеносов В. В. «Показавшему нам свет...»: Леонид Ржевский (Суражевский) // Вестник РАЕН. 2015. Т. 15, № 4. С. 104–110.
Геллер Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе // Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума. М.: «МИК», 2002. С. 5–22.
Геллер Л. Экфрасис, или Обнажение приема. Несколько вопросов и тезис // «Невыразимо выразимое»: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте: Сб. ст. М.: НЛО, 2013. С. 44–60.
Захаров В. Н. Система жанров Достоевского (типология и поэтика). Л.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 1985. 209 с.
Коновалов А. А. Творческий путь Л. Д. Ржевского (Суражевского): Дис. ... канд. филол. наук. М., 2000. 329 с.
Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М.: ИЗОГИЗ, 1933. 204 с.
Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. М.: Интелвак, 2001. 1600 стб.
Перрюшо А. Сезанн. М.: Молодая гвардия, 1966. 368 с.
Рубинс М. «Пластическая радость красоты»: Экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция. СПб.: Академический проект, 2003. 357 с.
Савкина И. Л. Записки как «деперсонализированный дневник»: документально-художественный потенциал жанра // Вопросы литературы. 2013. № 1. URL: https://voplit.ru/article/ zapiski-kak-depersonalizirovannyj-dnevnik-dokumentalno-hudozhestvennyj-potentsial-zhanra/ (дата обращения 16.01.2025).
Скрипник А. В. Специфика жанра «Записок» в «Записках сумасшедшего» Н. В. Гоголя и «Сильфиде» В. Ф. Одоевского // Вестник Том. гос. ун-та. 2008. № 306. С. 15–17.
Хогарт У. Анализ красоты. Л.: Искусство, 1987. 254 с.
Список источников
Ржевский Л. Д. Дина (Записки художника): Роман. Нью-Йорк, 1979. 167 с.