Название: Образ собаки в неолитическом искусстве Китая

Автор: Кудинова Мария Андреевна

Организация: Новосибирский государственный университет

Рубрика: Археология Китая

Для цитирования: Кудинова М. А. Образ собаки в неолитическом искусстве Китая // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2016. Т. 15, № 4: Востоковедение. С. 33–41.

Kudinova M. A. Image of a dog in Neolithic of China. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2016, vol. 15, no. 4: Oriental Studies, p. 33–41. (in Russ.)

УДК: 903:7.031.1“634”(=581)

Аннотация: Статья посвящена исследованию изображений собак периода среднего и позднего неолита Китая. К тому времени собака не только являлась важным в хозяйственном отношении животным, но и заняла определенное положение в мировоззрении древнего населения Китая. Известны находки, свидетельствующие об использовании собак в ритуальной деятельности: сопроводительные захоронения, следы жертвоприношений на территории могильников и вблизи них, а также следы строительных жертвоприношений (захоронения собак внутри жилищ). Анализируются изображения собак на керамическом сосуде, принадлежащем позднему периоду существования яншаоской культурной общности (3 500-2 900 л. до н. э.), и скульптурные изображения собак малых форм, найденные на памятнике культуры Шицзяхэ (2 500-2 200 лет до н. э.) Дэнцзявань (уезд Тяньмэнь, пров. Хубэй). Проводятся аналогии с современными народными промыслами Китая (изготовление глиняных «собачек» в уезде Хуайян, пров. Хэнань). Результаты исследования показывают, что модели использования собак или их изображений в ритуальной деятельности, формировавшиеся в неолите, продолжали играть важную роль в духовной культуре народов Китая на протяжении долгого времени, отдельные их пережитки можно наблюдать и в настоящее время.

Ключевые слова: Китай, неолит, искусство, керамика, мелкая пластика, китайская мифология, собаки

Список литературы

Евсюков В. В. Мифология китайского неолита. По материалам росписей на керамике культуры яншао. Новосибирск: Наука, 1988. 128 с.

Комиссаров С. А., Кудинова М. А. Образ Небесного Пса в китайской мифологии // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2012. Т. 11, вып. 4. Востоковедение. С. 70–79.

Кравцова М. Е. Мировая художественная культура: История искусства Китая: Учеб. пособие. СПб.: Лань, ТРИАДА, 2004. 960 с., 32 цв. илл.

Рифтин Б. Л. Изучение древнекитайской мифологии // Духовная культура Китая: энцикл. в 5 т. / Гл. ред. М. Л. Титаренко. М.: Вост. лит.: 2007. Т. 2: Мифология. Религия. С. 35–57.

Рифтин Б. Л., Кобзев А. И. Нюйва // Духовная культура Китая: Энцикл. в 5 т. / Гл. ред. М. Л. Титаренко. М.: Вост. лит. 2007а Т. 2: Мифология. Религия. С. 538–539.

Рифтин Б. Л., Кобзев А. И. Фуси // Духовная культура Китая: Энцикл. в 5 т. / Гл. ред. М. Л. Титаренко. М.: Вост. лит. 2007б Т. 2: Мифология. Религия. С. 647–648.

Chang Kwang-chih. The archeology of ancient China. New Haven; London: Yale University press, 1964. 346 p.
Дэнцзявань: Тяньмэнь шицзяхэ каогу баогао чжи эр [邓家湾:天门石家河考古报告之二]. Дэнцзявань: Второй отчет об археологических раскопках [памятника культуры] Шицзяхэ [в уезде] Тяньмэнь. Пекин: Вэньу чубаньшэ, 2003. 310 с., 32 цв. илл., 79 илл.

Ван Цзинь. Цяньи шицзяхэ вэньхуа таосу ишу [王劲。浅议石家河文化陶塑艺术 // 华夏考 古]. Краткие соображения по поводу искусства глиняной скульптуры в культуре шицзяхэ // Хуася каогу. 2011. № 4. С. 51–64, 78.

Чжан Юньпэн. Хубэй Цзиншань, Тяньмэнь каогу фацзюэ цзяньбао [张云鹏。湖北京山、 天门考古发掘简报 // 考古通讯]. Краткий отчет об археологических раскопках в уездах Цзиншань и Тяньмэнь пров. Хубэй // Каогу тунсюнь. 1956. № 3. С. 11–21.

Чжунго каогусюэ: Синьшици шидай [中国考古学。新石器时代卷/任式楠、吴耀利主编]. Археология Китая: Неолит / Гл. ред. Жэнь Шинань, У Яоли. Пекин: Чжунго шэхуэй кэсюэ чубаньшэ, 2010. 16, 805 с., 32 цв. илл.

Ян Сяонэн. Чжунго юаньши шэхуэй дояру ишу гайшу [杨晓能。中国原始社会雕塑艺术概 述 // 文]. Краткий обзор искусства скульптуры в первобытном обществе Китая // Вэньу. 1989. № 3. С. 63–70, 93