Название: Сравнительное изучение образа Петра Великого в учебной литературе КНР, Великобритании и США

Автор: Николай Анатольевич Самойлов, Екатерина Георгиевна Андреева

Организация: Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия

Рубрика: История Китая

Для цитирования:
Самойлов Н. А., Андреева Е. Г. Сравнительное изучение образа Петра Великого в учебной литературе КНР, Великобритании и США // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2022. Т. 21, № 4: Востоковедение. С. 81–91. DOI 10.25205/1818-7919-2022-21-4-81-91
Samoylov N. A., Andreeva E. G. A Comparative Study of the Image of Peter the Great as Presented in Educational Literature in the PRC, UK and USA. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2022, vol. 21, no. 4: Oriental Studies, pp. 81–91. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2022-21-4-81-91

DOI: 10.25205/1818-7919-2022-21-4-81-91

УДК: 304.2; 316.722; 372.893; 94

Аннотация: Предпринято сравнительное исследование учебников по всемирной истории, рекомендованных для средних учебных заведений КНР, Великобритании и США. Цель работы – определить и сопоставить, как в этих дидактических материалах представлен император Петр Великий, один из самых ярких исторических и культурных символов России. Выбор источников для анализа объясняется тем, что среднее образование является обязательным во всех трех странах и «школьная» информация по всемирной истории становится доступной самым широким массам, оказывая влияние на формирование образов и стереотипов. Во внимание принимаются несколько аспектов: объем информации, изложенной в книгах, предлагаемый фактический материал и то, как описана Россия эпохи Петра Великого. Сопоставление учебных материалов позволяет выявить сходство и различия в подходах и сделать вывод о том, что период правления Петра Великого включен, хотя довольно кратко, в учебные программы китайских и американских средних школ, в то время как в британских учебниках по истории о нем не упоминается. В китайских учебниках приводится больше сведений о Петре Великом и его реформах, что, в свою очередь, способствует формированию позитивного образа Петра I у китайских школьников.

Ключевые слова: имагология, социокультурная компаративистика, образ Петра I в Китае, образ Петра I на Западе, учебные материалы

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-09-42018 «Образ Петра Великого в странах Восточной Азии: Социокультурная интерпретация и адаптация»

 

Список литературы

Ланькова Е. В. Оценка реформаторской деятельности Петра Великого в статьях китайских историков 19801990-х годов // Учен. зап. Петрозавод. гос. ун-та. 2020. Т. 42, № 8. С. 23–29. DOI 10.15393/uchz.art.2020.546

Ланькова Е. В. Рец. на кн.: У Хэ. Реформы Петра Великого // Учен. зап. Петрозавод. гос. ун-та. 2021. Т. 43, № 6. С. 122–125. DOI 10.15393/uchz.art.2021.665

Маяцкий Д. И. Внешняя политика Петра Великого в статьях китайских историков 1980–1990-х годов // Учен. зап. Петрозавод. гос. ун-та. 2020. Т. 42, № 6. С. 15–23. DOI 10.15393/uchz.art.2020.512

Самойлов Н. А. Вклад Петра Великого в социокультурное взаимодействие России со странами Восточной Азии // Учен. зап. Петрозавод. гос. ун-та. 2021(а). Т. 43, № 6. С. 65–76. DOI 10.15393/uchz.art.2021.658

Самойлов Н. А. Образ Петра Первого в «Записках» цинского посланника Тулишэня // Клио. 2021(б). № 5 (173). С. 33–42. DOI 10.51676/2070-9773_2021_05_33

Самойлов Н. А., Маяцкий Д. И. Петр Великий в китайской публицистике XIX – начала XX в. // Проблемы литератур Дальнего Востока. Избр. материалы IX междунар. науч. конф. СПб.: СПбГУ, 2021(в). С. 454–465.

Everything You Need to Ace World History in One Big Fat Notebook: The Complete Middle School Study Guide. Ed. by Michael Lindblad. New York, Workman Publishing, 2016, 502 p.

Gombrich E. H. A Little History of the World. New Haven, London, Yale Uni. Press, 2005, 305 p.

The Oxford Illustrated History of the World. Ed. by Felipe Fernandez-Armesto. Oxford, Oxford Uni. Press, 2019, 496 p.

World History: Patterns of Interaction, Student Edition Survey. Secondary (senior high) school / Comp. by Roger B. Beck etc. Boston, Houghton Mifflin Harcourt, 2010, 1320 p.

Лиши: Путун гаочжун кэчэн бяочжунь шиянь цзяокэшу. Цао Давэй, Го Сяолин чжубянь [历史:普通高中课程标准实验教科书。曹大为、郭小凌主编]. История: Стандартный экспериментальный учебник по программе общеобразовательной средней школы / Под ред. Цао Давэя и Го Сяолина. Чанша: Юэлу шушэ, 2011. 141 с. (на кит. яз.)

Шицзе лиши: Иу цзяоюй цзяокэшу. Цзю няньцзи ся цэ // Гун Цзичжу чжубянь [世界历史: 义务教育教科书。九年级下册。龚奇柱主编]. Всемирная история: Учебник для обязательного образования. 9 класс, часть 2 / Под ред. Гун Цзичжу. Чэнду: Сычуань цзяоюй чубаньшэ, 2018. 140 с. (на кит. яз.)

Шицзе лиши: Иу цзяоюй цзяокэшу. Цзю няньцзи шан цэ // Кэчэн цзяоцай яньцзюсо лиши кэчэн цзяоцай яньцзю кайфа чжунсин бяньчжу [世界历史:义务教育教科书。 九年级上册。 课程教材研究所历史课程教材研究开发中心编著]. Всемирная история: Учебник для обязательного образования. 9-й класс, часть 1 / Сост. Науч.-исслед. центром учеб. материалов по истории Науч.-исслед. ин-та учеб. лит. Пекин: Жэньминь цзяоюй чубаньшэ, 2009. 159 с. (на кит. яз.)