Название: Журналистика периода COVID-19: актуальные вызовы, пути трансформации

Автор: Владимир Федорович Олешко, Ольга Сергеевна Мухина

Организация: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия

Рубрика: Современные медиакоммуникации

Для цитирования:
Олешко В. Ф., Мухина О. С. Журналистика периода COVID-19: актуальные вызовы, пути трансформации // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2022. Т. 21, № 6: Журналистика. С. 30–39. DOI 10.25205/1818-7919-2022-21-6-30-39
Oleshko V. F., Mukhina O. S. Journalism in the Time of COVID-19: Current Challenges, Ways of Transformation. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2022, vol. 21, no. 6: Journalism, pp. 30–39. (in Russ.) DOI 10.25205/ 1818-7919-2022-21-6-30-39

DOI: 10.25205/1818-7919-2022-21-6-30-39

УДК: 070

Аннотация: Пандемия коронавируса кардинально трансформировала жизнедеятельность россиян во всех сферах. Изменились в этих условиях и методы организации работы массмедиа. Уменьшилось число информационных поводов, а коммуникация с интервьюируемыми и экспертами всё чаще проходит дистанционно, это сказывается на качестве информационных продуктов. Журналисты зачастую вынужденно переходят на удаленную работу и фриланс, но остаются представителями профессии, имеющей повышенные риски заражения. Авторы провели экспертный опрос сотрудников нескольких редакций с целью проанализировать, как именно изменилась их работа за период пандемии. Результаты демонстрируют существенный слом сформировавшейся ранее системы: у нас на глазах создаются новые форматы творческой деятельности, а журналисты находят в этой альтернативе как отрицательные, так и положительные стороны.

Ключевые слова: удаленная работа, фриланс, медиафриланс, внештатный журналист, журналист-фрилансер, пандемия, коронавирус

Благодарности: Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ № 19-18-00264 в рамках научного проекта «Цифровизация коммуникативно-культурной памяти и проблемы ее межпоколенческой трансляции»

 

Список литературы

Беляков С. А., Степина И. О., Эйрих В. Е. Влияние пандемии covid-19 на рынок труда: социально-экономические изменения, цифровизация // Казанский социально-гуманитар-
ный вестник. 2020. № 5 (46). С. 4–8.

Вольф К. В., Бархатов И. В. Фриланс как форма адаптации молодежи к рынку труда в условиях пандемии // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. № 10 (6). С. 93–96. (Статья отозвана решением Комиссии по публикационной этике журнала «Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета» от 11.04.2023 г. Сообщение о ретракции статьи см.https://humanities.fa.ru/jour/pages/view/retraction)

Гордеева Е. В., Кононенко Д. С. Развитие фриланса в современной России // Лучший исследовательский проект 2020: Сб. ст. II Междунар. науч.-исслед. конкурса. Петрозаводск, 2020. С. 153–159.

Ерофеева И. В., Толстокулакова Ю. В., Муравьёв А. В. Пандемия коронавируса в концептуальной сфере медиадискурса России и Китая: стратегия выживания // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10, № 1. С. 78–93.

Землянский А. В. Причины возникновения инфодемии: сравнительный анализ освещения эпидемии SARS и пандемии COVID-19 // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021. Т. 26, № 3. С. 570–579.

Каррерас Т., Дель Фрео А. Европейские журналисты о влиянии пандемии на профессию // Журналист. 09.08.2020. URL: https://jrnlst.ru/pandemic (дата обращения 27.11.2021).

Кашепов А. В. Цифровизация и новые бизнес-технологии как факторы труда и занятости населения // Modern Science. 2020. № 8–1. С. 71–76.

Кокшаров В. А., Агарков Г. А., Сущенко А. Д. Прекаризация труда, как растущая форма занятости молодых специалистов в условиях пандемии // Экономика региона. 2020. Т. 16, вып. 4. С. 1061–1071.

Коломийцева Е. Ю. Новые медиа в пандемию: пути трансформации // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2021. Т. 1, № 1(34). С. 144–152.

Олешко В. Ф., Олешко Е. В. К проблеме дисфункциональности информационной деятельности региональных массмедиа // Реклама, маркетинг, PR: теоретические и прикладные аспекты интегрированных коммуникаций. Материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. / Отв. ред. В. В. Касьянов. Краснодар: Изд-во КубГУ, 2021. С. 209–216.

Писаренко Д. О. Развитие сферы фриланса в условиях цифровизации и трансформации gig-экономики // Прогрессивные концепции развития отраслей народного хозяйства: Сб. докл. Междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2020. С. 62–69.

Прекариат: становление нового класса / Под ред. Ж. Т. Тощенко. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2020. 400 с.

Саримова Л. Алексей Волин: «Потери медиаотрасли от пандемии коронавируса составят примерно 100 млрд рублей» // Реальное время. 22.04.2020. URL: https://realnoevremya.ru/ articles/172542-aleksey-volin-rasskazal-o-sudbe-smi-v-usloviyah-pandemii (дата обращения 27.11.2021).

Finneman T., Thomas R. J. “You Had to be Reporting Constantly”: COVID-19’s impact on U.S. weekly newspapers’ journalistic routines. Newspaper Research Journal, 2021, vol. 42, no. 3, pp. 330–345.

Hoak G. Covering COVID: Journalists’ Stress and Perceived Organizational Support While Reporting on the Pandemic. Journalism & Mass Communication Quarterly, 2021, vol. 98, no. 3, pp. 854–874.

Massey B., Elmore C. Freelancing in Journalism. ResearchGate, 2018. DOI 10.1093/acrefore/9780190228613.013.818

Simons G. J. Communicating memory of historical pandemics in digital media during the COVID-19 pandemic // Региональная журналистика в новой коммуникационной среде: уроки пандемии COVID-19: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междуеародным участием, 19–20 апреля 2021 г., г. Екатеринбург / Сост. О. Ф. Автохутдинова. Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2021. С. 143–146.