Название: Элективный курс «Антропология телесности»: soft skills в практике подготовки специалистов в техническом вузе

Автор: Людмила Валентиновна Лбова

Организация:
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия

Рубрика: Преподавание археологии в вузах

Для цитирования:
Лбова Л. В. Элективный курс «Антропология телесности»: soft skills в практике подготовки специалистов в техническом вузе // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2023. Т. 22, № 7: Археология и этнография. С. 9–19. DOI 10.25205/1818-7919-2023-22-7-9-19
Lbova L. V. Elective Educational Course “Anthropology of Corporeality”: Soft Skills as a Part of Specialists’ Education at a Technical University Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2023, vol. 22, no. 7: Archaeology and Ethnography, pp. 9–19. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2023-22-7-9-19

DOI: 10.25205/1818-7919-2023-22-7-9-19

УДК: 378 + 7.011 + 930.85

Аннотация: В российском образовательном пространстве высшей школы в последние годы идет дискуссия о введении дополнительных модулей саморазвития, которые подразумевают формирование компетенций критического мышления, самопрезентации, эмоционального интеллекта, межкультурной коммуникации и других социальных навыков личностного роста. Следует отметить, что у большинства вузов в стране и у российских работодателей нет единого стандарта по формированию критериев и уровню развития гибких навыков. Исследование направлено на изучение аспектов подготовки выпускников инженерных, технических специальностей и гуманитариев в процессе их обучения в техническом вузе. Подчеркивается важная роль универсальных (надпрофессиональных) навыков, именуемых soft skills («гибкие навыки»). Разработанный авторский элективный курс «Антропология телесности» был апробирован в условиях крупнейшего российского университета – Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Дисциплина предлагает организацию целостного представления о специфике межкультурной, гендерной, эмоциональной, невербальной, социальной коммуникации, с опорой на развитие универсальных компетенций высшей школы. Основные методологические концепты курса проистекают из общей логики антропогенеза, культурогенеза и социогенеза, поэтому научная проблема имеет фундаментальный и общегуманитарный характер.

Ключевые слова: soft skills, компетенции, техническое образование, личностные качества, культурная антропология

Благодарности: Исследование выполнено в рамках гранта Российского научного фонда № 22-28-01140, https://rscf.ru/ project/22-28-01140

 

Список литературы

Абрамовский А. А. Методологические основы профайлинга // Вестник Балт. федерал. ун-та им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2021. № 2. С. 16–24.

Вагапова Н. А., Доломанюк Л. В., Вагапов Г. В. Soft skills как необходимый компонент содержания инженерного образования // Вестник Казан. энерг. ун-та. 2016. № 4 (32). С. 134–142.

Иванов В. В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. М.: МГУ, 1998. Т. 1. 909 с.

Каган М. С. Введение в историю мировой культуры: В 2 кн. СПб.: Петрополис, 2003. 383 с. + 320 с.

Лбова Л. В., Волков П. В. Древнейшее искусство Сибири: технологии, формы, символы. СПб.: Политех-Пресс, 2021. 148 с. DOI 10.18720/SPBPU/2/i21-214

Лбова Л. В., Табарев А. В. Первобытная культура и ритуал. Происхождение и ранние этапы. Учеб. пособие. Новосибирск, 2009. 142 с.

Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 2002. 544 с.

Лурье С. В. Историческая этнология: Учеб. пособие для вузов.  М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2004. 624 с.

Мальцева А. А. Совершенствование soft skills педагогических работников как условие внедрения профессионального стандарта // Сибирский учитель. 2018. № 6 (121). С. 25–30

Нанси Ж.-Л. Corpus / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Е. Перовской. М.: Ad Marginem, 1999. 256 с.

Подорога В. Феноменология тела: Введение в философскую антропологию. Материалы лекционных курсов 1992–1994 годов. М.: Ad Marginem, 1995. 341 с.

Садохин А. П. Теория и практика межкультурной коммуникации. М.: Юнити-Дана, 2004. 271 с.

Токарев С. А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. 622 c.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ, 2022. 756 с.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003. 603 с.

Чеснов Я. В. Колдуны и тинэйджеры в гипертексте девиантности // От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации: Сб. ст. / Отв. ред. Е. В. Дуков. М., 1998. С. 108–119.

Чеснов Я. В. Лекции по исторической этнологии: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 1998. 400 с.

Шайхутдинова Х. А. Soft skills: состояние, проблемы и пути их развития у студентов технических вузов // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-2. С. 269–273.

Jedrej M. C. A. Comparison of Some Masks from North America, Africa and Melanesia // Journal of Anthropological Reseach, 1980, vol. 36, no. 2, pp. 220–230.

Klaus P. Communication breakdown // California Job Journal. 2010. No. 28. P. 1–9

Wats M., Wats R. K. Developing Soft Skills in Students // The International Journal of Learning. 2009. Vol. 15. P. 1–10. DOI 10.18848/1447-9494/CGP/v15i12/46032