Название: Алексей Ремизов: учитель и его ученики (к истории смыслообраза «учитель музыки» в контексте нового искусства XX века)

Автор: Елена Рудольфовна Обатнина

Организация: Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, Санкт-Петербург, Россия

Рубрика: Литературоведение

Для цитирования:
Обатнина Е. Р. Алексей Ремизов: учитель и его ученики (к истории смыслообраза «учитель музыки» в контексте нового искусства XX века) // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2023. Т. 22, № 9: Филология. С. 98–108. DOI 10.25205/1818-7919-2023-22-9-98-108
Obatnina Е. R. Alexey Remizov: Teacher and His Pupils (On the History of the Meaning of Music Teacher in the Context of Modern Art of the 20th Century). Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2023, vol. 22, no. 9: Philology, pp. 98–108. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2023-22-9-98-108

DOI: 10.25205/1818-7919-2023-22-9-98-108

УДК: 821.161.1

Аннотация: Смыслообраз «учитель музыки», давший название известному роману А. М. Ремизова, является манифестацией латентной темы преемственности поколений в среде творческой эмиграции, которая актуализирована посредством таких коннотативных значений, как ‘школа’, ‘мастерство’, ‘творческое дарование’, ‘абсолютный слух’. Музыка в этом семантическом поле представляет собой универсальный язык, объединяющий традицию, современность и культуру. На основе неизвестных писем музыканта и дирижера Н. Л. Слонимского в статье раскрыты реальные подтексты двух рассказов из корпуса романа, посвященных новаторству и эксперименту в авангардной музыке начала 1930-х гг. Автор сопоставляет интенции Ремизова в преобразовании формы автобиографической прозы с творческим вектором композитора Эдгара Вареза, отмечая сходные признаки культуры нового времени. Впервые автор интерпретирует значение образа Александра Блока в системе денотатов смыслообраза «учитель музыки».

Ключевые слова: смыслообраз, литературная школа, ученичество, язык и текст искусства, авангардная музыка, документальность, традиция, новаторство

 

Список литературы

Б. п. <Ремизов>. Чтение А. М. Ремизова // Последние новости. 1936. № 5486. 31 марта. С. 3.

Варез Э. Освобождение звука / Пер. А. Маклыгиной // Композиторы о современной композиции: хрестоматия / Ред.-сост. Т. С. Кюрегяп, В. С. Ценова. М., 2009. С. 7–17.

Голосовкер Я. Э. Избранное. Логика мифа. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2010. 496 с.

Грачева А. М. Алексей Ремизов и Джеймс Джойс: Интродукция // Культурный палимпсест: Сб. ст. к 60-летию В. Е. Багно / ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН; отв. ред. А. В. Лавров. СПб.: Наука, 2011. С. 135–145.

д’Амелия А. «Автобиографическое пространство» Алексея Ремизова // Ремизов А. М. Собр. соч.: В 10 т. / РАН. ИРЛИ (Пушкинский Дом). М.: Рус. книга, 2002. Т. 9: Учитель музыки: Каторжная идиллия. С. 449–464.

Кодрянская Н. Алексей Ремизов. Париж: Изд. авт., [1959]. 333 с.

Маклыгина А. А. «Интегралы» Вареза. От радикального к преемственному // Вестник КАЗГУКИ. 2016. № 2. C. 109–115.

Маклыгина А. А. Слово Вареза и о Варезе (из архива композитора в Фонде Пауля Захера) // Журнал Общества теории музыки. 2017. № 3 (19). С. 40–50.

Маклыгина А. А. Теоретические проблемы музыки Эдгара Вареза: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. Казань, 2018. 28 с.

Манулкина О. Композиция для ритмикона и четырех модернистов // Opera musicologica. 2011. № 3–4. С. 151–161.

Манулкина О. Б. «Абстрактная музыка там не проходит»: как Николай Слонимский и Генри Кауэлл планировали американское музыкальное вторжение в СССР // Liber amicorum Людмиле Ковнацкой. СПб.: Библио­Россика, 2016. С. 277–289.

Обатнина Е. Димитрий Солунский и Алексий Человек Божий o литературных «чадах» (новонайденные дополнения к истории эпистолярных контактов Д. В. Философова и А. М. Ремизова) // Русский модернизм И его наследие: Коллективная монография в честь 70-летия Н. А. Богомолова / Под ред. А. Ю. Сергеевой-Клятис, М. Ю. Эдельштейна. М.: НЛО, 2021а. С. 460–480.

Обатнина Е. Царь Асыка и его подданные: Обезьянья Великая и Вольная Палата А. М. Ремизова в лицах и документах. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2001б. 384 с.

Резников Е. Д. Ремизов и музыка. Ч. I: Воспоминания // Алексей Ремизов: Исследования и материалы / Отв. ред. А. М. Грачева. СПб.: Дм. Буланин, 1994. С. 259–266

Ремизов А. М. Собр. соч.: В 10 т. М.: Русская книга, 2000. Т. 8: Иверень. Подстриженными глазами. 704 с.; 2002. Т. 9: Учитель музыки. 512 с.; 2003. Т. 10: Петербургский буерак. 592 с.

Слонимский Н. Абсолютный слух: История жизни / Пер. Н. Кострубиной и В. Банкевича; примеч. О. Рудневой, В. Банкевича и А. Вульфсона. СПб.: Композитор, 2006. 424 с.

Сосинский Б. О Алексее Ремизове // Числа. 1931. № 5. С. 258–262.

Целовальникова Н. В. Ритм прозы А. Ремизова: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Астрахань, 2005. 16 с.

Slonimsky N. Perfect pitch: A life story. Oxford; New York: Oxford Uni. Press, [1988]. 263  p.