Название: Исторические трансформации русского литературного канона в России и Великобритании

Автор: Лариса Валериевна Дериглазова 1, Анастасия Михайловна Погорельская 2

Организация:
1, 2 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия

Рубрика: Всеобщая история

Для цитирования:
Дериглазова Л. В., Погорельская А. М. Исторические трансформации русского литературного канона в России и Великобритании // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2024. Т. 23, № 1: История. С. 31–43. DOI 10.25205/1818-7919-2024-23-1-31-43
Deriglazova L. V., Pogorelskaya A. M. Historical Transformations of the Russian Literary Canon in Russia and the United Kingdom. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 2024, vol. 23, no. 1: History, pp. 31–43. (in Russ.) DOI 10.25205/1818-7919-2024-23-1-31-43

DOI: 10.25205/1818-7919-2024-23-1-31-43

УДК: 94(410) «19/20»+82-93

Аннотация: Цель статьи – выявить изменения в изучении русской литературы в России и в Великобритании в последние тридцать лет. Использование понятия русского литературного канона позволило выявить различия в содержании и фокусе изучения русской литературы. Эмпирической основой исследования стали российские официальные документы, школьные учебники по литературе, данные о курсах и библиотечных фондах британских университетов. В России основным каналом передачи канона является школьное образование. Содержание и функционал канона изменились, и сегодня канон как обязательное чтение должен способствовать формированию национальной идентичности и пониманию исключительности русской культуры. В Великобритании изучение русской литературы не может быть определено через понятие национального канона, так как оно не ограничено обязательными текстами и изучается в переводе.

Ключевые слова: русский литературный канон, Россия, Великобритания, обязательное чтение

Благодарности: Работа выполнена при финансовой поддержке Программы развития ТГУ («Приоритет-2030»)

 

Список литературы

Анцыферова О. Ю. Американская литературная русистика в научном и культурном сознании США // Американский ежегодник. 2016. М., 2015. С. 243–259.

Арефьев А. Л. Русский язык на рубеже XX−XXI веков. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012. 482 с.

Арефьев А. Л. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. М.: ГИРЯ им. А. С. Пушкина, 2020. Вып. 10. 557 с.

Баль В. Ю. Литературная репутация Гоголя: между двух канонов (на материале 200-летнего юбилея писателя в 2009 г.). Статья 1 // Вестник Том. гос. ун-та. Филология. 2020. № 68. С. 213–242. DOI 10.17223/19986645/68/10

Баль В. Ю. Литературная репутация Гоголя: между двух канонов (на материале 200-летнего юбилея писателя в 2009 г.). Статья 2 // Вестник Том. гос. ун-та. Филология. 2021. № 70. С. 184–198. DOI 10.17223/19986645/70/10

Бутенина Е. М. Русская классика в транскультурном каноне США // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2021. Т. 18, № 2. C. 165–175. DOI 10.22363/2618-897X-2021-18-2-165-175

Гронас М. Б. Диссенсус. Война за канон в американской академии 80–90-х годов // НЛО. 2001. № 5. С. 6–18.

Гудков Л., Дубин Б. Литература как социальный институт. Статьи по социологии литературы. М.: НЛО, 1994. 352 с.

Гуськов Н. А. I Международная научная конференция «Русская литература в переводах на иностранные языки. Русский литературный канон: центры и периферия», Краков, 22–23 октября 2015 г. // Вестник Санкт-Петерб. ун-та. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2016. № 3. С. 176–179. DOI 10.21638/11701/spbu09.2016.321

Демидова О. Р. «Эмигрантские дочери» и литературный канон русского зарубежья // Пол, гендер, культура: немецкие и русские исследования. М., 2000. С. 205–219.

Дробижева Л. М., Арутюнова Е. М., Евсеева М. А. Поиски определения и динамика распространения российской идентичности // Содержательные основы российской идентичности. Региональный и этнокультурный контексты. М., 2021. C. 21–36.

Зорин А. Л. Жизнь Льва Толстого: Опыт прочтения. 2-е изд. М.: НЛО, 2023. 248 с.

Киселев В. С. Что почитать, или осколки канона: классика в коммерческих электронных библиотеках Рунета // Текст. Книга. Книгоиздание. 2016. № 3 (12). С. 57–76.

Ланин Б. А. Читательский канон и литературное образование в современной школе // Ценности и смыслы. 2018. № 5 (57). С. 20–35. DOI 10.24411/2071-6427-2018-10022

Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. 2-е изд. М.: Просвещение, 2013. 303 с.

Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч.  / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. 5-е изд. М.: Просвещение, 2016. 319 с.

Литература. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч.  / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский. 20-е изд. М.: Просвещение, 2013. 399 с.

Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Под ред. В. П. Журавлева. 17-е изд. М.: Просвещение, 2012. 445 с.

Лоскутова М. В. Национальный литературный канон в средней школе // НЛО. 2001. № 5. С. 19–34.

Петров А. А. К проблеме трансформации школьного литературного канона // Наукосфера. 2021. № 5-1. С. 216–220.

Слёзкин Ю. Л. Самобытное государство-цивилизация, его соседи и родственники // Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21, № 4. С. 44–55. DOI 10.31278/1810-6439-2023-21-4-44-55

Сухих И. Н. Русский литературный канон (XIX–XX вв.). СПб.: РХГА, 2016а. 471 с.

Сухих И. Н. Русский литературный канон ХХ века: формирование и функции // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2016б. Т. 17, № 3. С. 329–336.

Хазанова О. Э. Литературный текст как факт культурного отбора для целей образования // Наука и школа. 2015. № 3. С. 105–113.

Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. М.: Алетейя, 1998. 307 с.

Чтение. Энциклопедический словарь / Под ред. Ю. П. Мелентьевой. М.: Наука, 2021. 448 с.

Энтина Е. Г. От «отменённой России» к стране-цивилизации // Россия в глобальной политике. 2022. Т. 20, № 5. С. 98–108. DOI 10.31278/1810-6439-2022-20-5-98-10

Аcta Slavica Estonica IV. Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение, IХ. Хрестоматийные тексты: русская педагогическая практика XIX в. и поэтический канон / Ред. тома А. Вдовин, Р. Лейбов. Тарту: Tartu Ülikooli Kirjastus, 2013. 345 с.

Balina M., Oushakine S. The Pedagogy of Images: Depicting Communism for Children. Toronto: Uni. of Toronto Press, 2021. 568 p.

Lowen D. Twentieth-Century Russian Literature and the North American Pedagogical Canon // The Slavic and East European Journal. 2006. Vol. 50, no. 1. Special Anniversary Issue (Spring, 2006). P. 172–186. DOI 10.2307/20459241

Smola K. (Re)shaping Literary Canon in the Soviet Indigenous North // Slavic Review. 2023. Vol. 81 (4). P. 955–975. DOI 10.1017/slr.2023.3